Процесс принятия решений в профессиональной деятельности

Страница 8

Виды и модели принятия решений в профессиональной деятельности имеют существенные отличия. В профессиональной деятельности процесс принятия решений осуществляется специалистами различных уровней и носит более формализованный характер, чем это имеет место быть в частной жизни. Дело в том, что здесь решение касается не только одной личности, чаще всего оно относится к части или к целой группе, и поэтому повышается ответственность за принятие организационных решений. В этой связи выделяют два уровня решений в профессиональной деятельности: индивидуальный и групповой [37]. Если в первом случае лицо, принимающее решение больше интересует сам процесс, его внутренняя логика, то во втором - интерес сдвигается в сторону создания соответствующей среды вокруг этого процесса (Табл. 1.4.)

Отличительными чертами принятия решений в профессиональной деятельности являются следующие: сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком, поведение, основанное на фактах и ценностных ориентирах, процесс взаимодействия членов коллектива, выбор альтернатив в рамках социального состояния организационной среды, важность для выполнения всех других функций управления.

Таблица 1.4.

Индивидуальный и групповой виды принятия решений

Решение на уровне индивида

Решение на уровне группы

Наличие индивидуального умения

Создание соответствующей среды

Важен процесс принятия решения как такового

Важно принятие решения к определенному моменту

Классификация решений

Вовлечение всех уровней управления

Имеет дело с ошибками решений

Имеет дело с неопределенностью

Решение определяется используемым индивидуальным стилем

Решение носит групповой характер, управление групповым процессом

Создание и выбор альтернатив

Управление творчеством и новаторством

Взятие риска на себя

Выполнение решений

С точки зрения организационно-поведенческих аспектов в принятии решения важно то, как этот процесс воспринимается и интерпретируется на различных уровнях (индивидуальном и организационном). В зависимости от этого можно выделить три модели принятия решений [43] (Табл.1.5.).

Таблица 1.5.

Модели принятия решений в профессиональной деятельности

Восприятие и интерпретация решения «Я»

Восприятие и интерпретация решения «МЫ»

Организационный уровень принятия решений

Модель личностно ограниченной рациональности (удовлетворенность индивида)

Рациональная модель

(организационная максимизация)

Индивидуальный

уровень принятия решений

Политическая модель

(индивидуальная максимизация)

Модель организационно

ограниченной

рациональности (удовлетворенность организации)

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Другие статьи:

Направления, теории и причины агрессивности
Проявление агрессивности у подростков и взрослых может вызываться и другими причинами, а не только влиянием воспитания. Люди и ситуации, в которых оказывается подросток, могут также формировать его склонности к агрессивному поведению, есл ...

Тип конфликта "студент – преподаватель"
Участниками более половины зафиксированных студентами конфликтов являются преподаватели. Только десятая часть этих конфликтов никак не описывается. Характер остальных всецело касается личности педагога — его поведения в отношении студенто ...

Характеристика проблемных форм межличностных отношений старших дошкольников
Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте, поскольку с самого рождения ребёнок живёт среди людей и неизбежно вступает с ними в определённые отношения. Опыт первых отношений как со взрослыми, ...