Психологические механизмы и особенности процесса принятия решений в профессиональной деятельности работников служб экстренного вызова

Другая психология » Влияние личностных особенностей работников служб экстренного вызова на процесс принятия решений » Психологические механизмы и особенности процесса принятия решений в профессиональной деятельности работников служб экстренного вызова

Страница 2

3.) Условия лимита и дефицита времени.

Действия, которые подчас требуются от работника экстренной службы, должны быть максимально эффективными, четкими, хорошо отлаженными и скоординированными. В экстремальной ситуации время подчас оказывает решающее значение на ее исход. Действия специалиста в данной ситуации должны быть направлены на максимально эффективное использование каждой секунды. При работе в условиях лимита и дефицита времени мобилизируются внутренние резервы человека, приводится в действие ряд механизмов, призванных обеспечить преодоление возникающих трудностей и происходит перестройка способа деятельности. Однако, если поток информации становится слишком большим и продолжается длительное время, возможен «срыв», вызванный перенапряжением нервной системы. Невротические «срывы», возникающие в условиях непрерывной деятельности, лимитированной во времени, а также при раздвоении деятельности, как показал в своем исследовании Ф.Д. Горбов [15], проявляются в пароксизмах сознания и оперативной памяти, последствия которых могут быть различные: возможно не только неоказание помощи пострадавшим, но и усугубление состояния здоровья людей.

4.) Групповая изоляция

Эффект групповой изоляции хорошо иллюстрирует опыт людей, попавших в экстремальные условия жизнедеятельности. Советский полярник Е.К. Федоров пишет [60,68]: «…в маленьких коллективах складываются своеобразные отношения… Пустяковая причина – может быть, манера разговаривать или смеяться одного – способна иной раз вызвать нарастающее раздражение другого и привести к раздору и ссоре». Конфликтность, агрессивность, возникающую, казалось бы, без видимых причин, Р. Амундсен назвал «экспедиционным бешенством» [38], а Т. Хейердал – «острым экспедиционитом» [61,34]: «…это психологическое состояние, когда самый покладистый человек брюзжит, сердится, злится, наконец, приходит в ярость, потому что его поле зрения постепенно сужается настолько, что он видит лишь недостатки своих товарищей, а их достоинства уже не воспринимаются».

Работники экстренных служб: врачи «скорой помощи», спасатели «службы спасения», пожарные – не участники экспедиций. Но элемент групповой изоляции возможен, так как деятельность этих работников происходит в малочисленных экипажах, бригадах. Изоляция не носит характер длительной, однако, общение в бригаде, экипаже в течение 12 или 24 часов скорее будет носить вынужденный характер. Подбор членов бригад, экипажа не носит психологического характера, и порой рядом оказываются психологически несовместимые люди. Поэтому высока вероятность возникновения разногласий между членами бригад, экипажей. Несомненно, влияние индивидуально типологических особенностей на межличностные отношения велико, но здесь следует помнить о влиянии среды на личность человека. Групповая изоляция при определенных обстоятельствах может выступать как один из психогенных факторов экстремальных условий.

5.) Угроза для жизни

В отличие от многих других профессий, деятельность работников экстренных служб протекает в условиях достаточно высокой степени риска погибнуть в результате аварий, катастроф и несчастных случаев. В основе определения степени риска лежит допущение, что каждый вид человеческой деятельности влечет за собой какую-то вероятность аварий и катастроф. Однако для работника пожарной охраны, службы спасения, риск погибнуть намного выше, чем у педагога, продавца, инженера. Конечно, угроза для жизни определенным образом воздействует на психическое состояние людей. Чувство опасности, экстремальности мобилизирует внутренние резервы психики и организма в целом, действия становятся четкими, скоординированными, однако этого может и не происходить, может следовать обратная реакция на ситуацию вплоть до замешательства, паники и дезорганизации действий.

Итак, на личность работника службы экстренного вызова во время профессиональной деятельности действуют факторы те же что и в экстремальных условиях. Факторы действуют, как правило, не изолированно, а в совокупности, Этот вывод позволяет в свою очередь заключить, что условия профессиональной деятельности работников экстренных служб являются экстремальными. На текущее состояние человека может влиять множество самых разнообразных факторов внешнего и внутреннего порядка. Человеческому организму свойственно безболезненно переносить те или иные воздействия только до тех пор, пока они не превышают определенных уровней и продолжительности. В противном случае происходят повреждения организма и его психики, которые при достижении определенной степени квалифицируются как стресс, психопатологические психогенные расстройства и т.д. [2]. Проблема возникает в оценке влияния этих факторов на состояние человека, поскольку один фактор, в зависимости от индивидуальных качеств, воспринимается по-разному, поэтому у разных людей он может порождать различные состояния: психическое утомление, профессиональный стресс и эмоциональное выгорание как способы адаптации к внешним условиям, особенности психологического климата в коллективе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Семейная социализация
В общественном виде в отечественной педагогике процесс влияния семьи на воспитание будущего поколения принято называть семейным воспитанием. Однако И.С.Кон [12] выдвинул идею о сочетании целенаправленного влияния семьи и всей внутрисемейн ...

Программа исследования и его организация.
Экспериментальное исследование психологических особенностей процесса принятия решений проводилось среди сотрудников медицинских учреждений г. Калуги. Экспериментальной базой исследования выступали Станция Скорой Медицинской Помощи, больни ...

Экспериментальные исследования
Описание объекта исследования При изучении социально-психологического климата в педагогическом коллективе использовались методики, которые были максимально приближены к условиям реальной деятельности учителя, обеспечивали высокий уровен ...