В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения в конфликте K.Томас и Р. Килменн описывают каждый из пяти вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых испытуемому предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведении. В нашей стране тест адаптирован Н В Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. Тест можно использовать при групповых обследованиях (тогда стимульный материал зачитывается вслух) и индивидуально (стимульный материал изложен в печатном варианте). При интерпретации результатов учитывается наибольшее значение по пяти типам поведения в конфликте, именно оно и будет определять конкретный тип.
2. Опросник Г. Шмишека – К. Леонгарда. Представляемый опросник был разработан Г. Шмишеком на основе концепции «акцентуированной личности» К. Леонгарда и впервые опубликован в 1970 г [12]. С помощью данной методики определяются 10 типов акцентуаций личности по классификации К. Леонгарда. Опросник состоит из 88 вопросов и предполагает 2 варианта ответов: «да» и «нет». Для проведения исследования требуются сам опросник и ответный бланк. Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в групповом варианте. Опросник может с успехом применяться как для исследования взрослых, так и для изучения школьников начиная с 14 лет.
Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр К. Леонгард. Им была разработана и описана классификация типов акцентуации личности. Согласно представлениям К. Леонгарда, все черты личности могут быть разделены на основные, определяющие ее развитие и адаптацию, и дополнительные. При значительной выраженности основные черты характеризуют личность в целом. В случае воздействия неблагоприятных факторов они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. При сложных психотравмирующих ситуациях, длительно воздействующих на акцентуированные черты характера, могут возникнуть сложные аффективные реакции, неврозы и другие психологические расстройства.
3. 16-факторный опросник Кэттелла (версия С). Американский исследователь Р.Б. Кэттелл опубликовал многофакторный опросник, который успешно применялся для экспресс - диагностики личности. Опросник диагностирует черты личности, которые Кэттелл называет конституционными факторами [41]:
Фактор А – «замкнутость - общительность»;
Фактор В – «интеллект»;
Фактор С – «эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость»;
Фактор Е – «подчиненность - доминантность»;
Фактор F – «сдержанность - экспрессивность»;
Фактор G – «подверженность чувствам – высокая нормативность поведения»;
Фактор Н – «робость - смелость»;
Фактор I – «жестокость - чувствительность»;
Фактор L – «доверчивость - подозрительность»;
Фактор М – «практичность – развитое воображение»;
Фактор N – «прямолинейность - дипломатичность»;
Фактор Q – «уверенность в себе - тревожность»;
Фактор Q1 – «консерватизм – радикализм»;
Фактор Q2 - «конформизм – нонконформизм»;
Фактор Q3 – «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»;
Фактор Q4 – «расслабленность - напряженность»;
Фактор MD – «адекватность самооценки».
В нашей работе мы сочли уместным использовать лишь несколько конституционных факторов, влияющих на эффективность межличностного взаимодействия в коллективе в ситуациях требующих четких незамедлительных действий: факторы C, E, F, N, Q2. На наш взгляд, именно эти факторы способны более полно охарактеризовать эмоциональные внутренние стороны личности и особенности взаимодействия в коллективе. Полный опросник состоит из 105 вопросов и предполагает 3 варианта ответов. Наш вариант выявляющий факторы C, E, F, N, Q2. состоял из 30 вопросов. Для проведения исследования требуются сам опросник и ответный бланк. Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в групповом варианте.
Другие статьи:
Представление об "образе мира" в психологической науке
В трудах исследователей, занимающихся проблемами формирования образа мира, отсутствует устоявшийся понятийный аппарат, встречается ряд категорий, которые не имеют единой интерпретации. Обращение к сфере становления образа мира встречается ...
Особенности людей юношеского возраста
Любовь и основанные на ней отношения играют особую роль в жизни человека. С одной стороны, любовь интуитивно понятна практически каждому взрослому человеку, а с другой определения феномена любви и до настоящего времени вызывает множество ...
Поздний период в жизни человека
В возрастной психологии существует устойчивая точка зрения, что жизненный путь человека от рождения до смерти психологически надо делить на возрастные периоды и эпохи. Периодизация психического (и не только психического) развития человека ...