Понятие массовой культуры и её структура

Страница 2

Анализируя массовую культуру как особое социо-культурное явление, необходимо указать ее основные характеристики. Такими характеристиками, на наш взгляд, являются: 1) ориентированность на гомогенную аудиторию; 2) опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное, бессознательное; 3)эскейпизм; 4)быстродоступность; 5)быстрозабываемость; 6)традиционность и консерватизм; 7)оперирование средней языковой семиотической нормой; 8)занимательность.

Кроме того, некоторые теоретики массовой культуры полагают, что под её влиянием изменяется система ценностей: стремление к занимательности и развлекательности становится доминирующим. К негативным моментам, связанным с влиянием массовой культуры на общественное сознание, относят также и то, что массовая культура основывается не на образе ориентированном на реальность, а на системе имиджей, воздействующих на бессознательную сферу человеческой психики.

Призвание и назначение истинной культуры – облагораживание и совершенствование человека. Массовая культура исполняет обратные функции – она реанимирует низшие аспекты сознания и инстинкты, которые, в свою очередь, стимулируют этическую, эстетическую и интеллектуальную деградацию личности.

Между тем, исследователи, придерживающиеся оптимистической точки зрения на роль массовой культуры в жизни общества, указывают что: она притягивает к себе массы, не умеющие продуктивно использовать свое свободное время; создает своего рода семиотическое пространство, которое способствует более тесному взаимодействию между членами высоко технологичного общества; дает возможность широкой аудитории познакомиться с произведениями традиционной (высокой) культуры [9].

И все же, вероятно, противопоставление определенно позитивной и определенно негативной оценок массовой культуры будет не совсем корректным. Очевидно, что влияние массовой культуры на общество далеко не однозначно и не вписывается в бинарную схему «белое – черное». В этом заключается одна из главных проблем анализа массовой культуры.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Методики исследования самооценки и адаптации
В исследовании уровня самооценки и адаптации у старших школьников использовались следующие методики: 1. Методика Q-сортировка 2. Методика диагностики социально-психологичечской адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда 3. "Шкала принятия ...

Характеристика процедуры и методов исследования
Для исследования образа родительской и своей семьи, удовлетворенности браком был использован блок диагностических методик: 1. Методика Шкала Семейного окружения (ШСО), адаптированная С.Ю. Куприяновым (1985). В ее основе лежит оригинальна ...

Подходы к коррекции в системе детско-родительских отношений
Как и любой объект, детско-родительские отношения обладают не только содержательными характеристиками («Что это, какое оно?»), но прикладными характеристиками («Что с этим делать?»). В практической деятельности этот вопрос связан с понима ...