Проблемные аспекты влияния СМК на массовое сознание подрастающего поколения

Другая психология » Влияние массовой культуры на поведение подростков » Проблемные аспекты влияния СМК на массовое сознание подрастающего поколения

Страница 1

Средства массовой коммуникации включают в себя достаточно расширенный арсенал способов воздействия на подсознание, с целью внедрения соответствующих установок, заложения паттернов поведения. К средствам массовой коммуникации, относятся помимо СМИ (средств массовой информации), еще и кино, театр, видеофильмы, и т.п., то есть все, посредством чего можно воздействовать на массовую аудиторию, что передается посредством каких-либо носителей (например открытки или рекламные плакаты тоже можно отнести к средствам массовой коммуникации).

Коммуникация — это информация, сообщение. Средства коммуникации — способы передачи сообщений на большие территории. Массовая коммуникация — означает вовлеченность в подобный процесс масс. Следует понимать, что воздействие на массовое сознание происходит главным образом посредством средств массовой коммуникации. При этом термин «массовое сознание» весьма условен, и скорее обозначает как нечто понятное большинству. При этом, если рассматривать психику подрастающего поколения, то в данном случае следует обратить внимание, что чуть ли не вообще любое воздействие на психику несовершеннолетнего (будь-то ребенок или подросток), в т.ч. и воздействие со стороны СМК и СМИ — является результативным, потому что в детской психике еще не успели сформироваться механизмы противостояния какой-либо информации.

С развитием масс-медиа, мы должны обратить внимание на отрицательную роль современного воздействия средств массовой коммуникации. При этом подростковая преступность в России приобретает масштабы национального бедствия, и среди прочих важных социальных причин «многие юристы в качестве ее катализатора называют низкопробные боевики»…

Ведь после отмены цензуры в средствах массовой информации, случившейся в России, как известно, на рубеже 90-х годов ХХ века, на кино/теле/видео/компьютерных экранах стали демонстрироваться (практически без соблюдения официально принятых возрастных ограничений) тысячи отечественных и зарубежных произведений, содержащих эпизоды насилия».

Подобным образом (демонстрацией секса, насилия) манипуляторы от власти посредством средств массовой коммуникации фактически уничтожают генофонд нации. Происходит еще большая деградация общества через деградацию подрастающего поколения, у представителей которых нарушаются способности адекватно воспринимать реальность. Такой человек начинает жить в своем вымышленном мире. Причем телевидение и кино (да и вообще все средства массовой коммуникации) формируют в психике подростка определенные устойчивые механизмы (паттерны поведения), в соответствии с которыми на ту или иную жизненную ситуацию он уже будет реагировать в соответствии с теми установками, которые оказались у него сформированы посредством просмотра телепередач и кинофильмов. Причем мы на первый план выносим именно телевидение и кино, потому как в отличие от печатных или электронных СМИ, в данных видах воздействия на психику, наибольший манипулятивный эффект достигается еще и от сочетания музыки, картинки изображения, голоса диктора или героев фильма. И это все значительно усиливает смысловую нагрузку, которую заложили манипуляторы массовым сознанием от создателей теле — или кинофильма.

Из сказанного можно сделать вывод, что ещё в ранних фазах детского и подросткового возраста современное экранное искусство своим гипертрофированным интересом к живописанию насилия взращивает негативные моменты в социально-ролевой зрительской идентичности, а через неё — способствует также формированию нетерпимости и агрессивности как составляющих общеличностной идентичности человека[2].

Возвращаясь к вопросу влияние средств массовой коммуникации на психическое сознание масс, еще раз обратим внимание, что наиболее сильную нагрузку испытывает детская психика, психика ребенка, подростка, молодежи. Связанно подобное, как мы уже заметили, с тем, что такая структура психики как цензура или своеобразный барьер критичности на пути информации, поступаемой из внешнего мира, еще до конца не сформирована. Информация, преподносимая средствами массовой коммуникации (различными ее компонентами: глянцевые журналы (особенно подростковые; хотя они фактически дублируют модели, заданные взрослыми журналами подобной направленности), телевидение (различные ток-шоу)), закладывает негативные модели поведения в подсознание аудитории: подростков и молодежи[4]. И можно говорить наверняка, что в последующем, при возникновении схожих ситуаций уже в жизни самого индивида, смотревшего подобные передачи, он будет бессознательно мыслить и совершать поступки в русле установок, заложенных раннее в его подсознание. И иного тут не дано. Такой негатив становится заметен или после, когда в жизни подросток начинает демонстрировать поведение, смоделированное раннее в результате просмотра ТВ, или же заметен в результате последующего анализа (психологического анализа в т.ч.), когда явно вычерчивается та негативная информация, которая закладывается в бессознательное индивида. Влияние на психику подростка и молодежи становится опасной еще и потому, что психика подрастающего поколения, детская психика, оказывается весьма предрасположена к зависимости.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Объяснения жестокого обращения с детьми
Исторически исследования насилия над детьми можно отнести к трем основным парадигмам: психиатрической, социологической и ситуационной. Психиатрическое объяснение. Психиатрическая модель концентрирует внимание на личностной и семейной био ...

Результаты исследования и их обсуждение
В качестве критерия разделения испытуемых на группы в работе использовали модифицированный опросник «Тесты определения индивидуальных особенностей вегетативного реагирования» В.В. Суворовой. По результатам анализа данного опросника испыту ...

Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования рассмотрение данной темы актуально для нас тем, что в нашей стране все большее внимание стали уделять программам эффективного обучения, для воспитания молодых специалистов. Наши ВУЗы пытаются вырастить своих ...