Влияние моделируемых состояний на работоспособность оператора

Другая психология » Влияние моделируемых состояний на работоспособность оператора

Страница 8

Комплексное изучение уровня работоспособности оператора летного профиля» В одной из серий экспериментов исследовалось влияние моделируемого психического напряжения на качество пилотирования летного тренажера. Группа операторов предварительно прошла обучение и тренировку по выполнению поставленной задачи с заданными параметрами полета.

Оценка качества пилотирования производилась по выполнению захода на посадку с прямой с рубежа 16 км. Начальные параметры полета задавались постоянными, варьировался только знак исходного углового отклонения самолета от посадочной прямой. Оценивались три этапа, выполняемые при заходе на посадку:

1. Выход на прямую посадки в режиме горизонтального полета до зоны глиссадного радиомаяка.

2. Полет до дальнего привода со стабилизацией самолета на посадочной траектории снижения с заданной скоростью полета и завершение выхода на посадочную прямую.

3. Полет от дальнего привода до ближнего привода со стабилизацией самолета на посадочной прямой и гашение скорости полета.

В каждом случае пилотирования определялись средняя и разброс сравнительных ошибок управления боковым и продольным движениями, величина а, характеризующая запаздывание при формировании управляющего воздействия, а также статистические показатели» изменения регулируемых параметров. Характеристики работы каждого оператора использовались для получения среднегрупповых данных.

На рис. представлены области значений ошибок управления по тангажу и крену в контрольных полетах и полетах в моделируемых состояниях психического напряжения, формируемых однотипным внушением в гипнозе следующей мотивации: «От качества пилотированвия зависит безопасность полета».

Изменение качества пилотирования летного тренажера при моделировании состояния сильного психического напряжения

Физиологические показатели операторов при пилотировании в различных состояниях

ЧП — частота пульса; ЧД — частота дыхания; ЛВ — легочная вентиляция; Гл — начало глиссады; ДП — дальний привод; БИ — ближний привод

Здесь же отражены показатели запаздывания и интервалы ошибок. В состоянии психического напряжения управление продольным движением выполнялось при более точном выдерживании заданной скорости полета, тогда как в контрольных полетах в большинстве случаев управление производилось на повышенных скоростях полета. Интервал ошибок, в который укладывалось 50% случаев, на участке полета от ДП до БП уменьшался в 2,6 раза. Запаздывание в формировании управляющего воздействия уменьшалось в среднем на 30%, интервал ошибок управления боковым движением — в 1,6 раза, а запаздывание в отклонении элеронов — на 4,6%.

Таким образом, в моделируемом состоянии психического напряжения пилотирование осуществляется с уменьшением дисперсии ошибок управления, со снижением запаздывания в отклонении органов управления. Качество пилотирования свидетельствует о значительной мобилизации психофизиологических возможностей оператора в данном состоянии. Это же подтверждают и регистрируемые в «полете» физиологические показатели состояния оператора. В частности, сдвиги функций дыхания достаточно четко свидетельствуют о том, что напряженность состояния оператора в «полете» возрастает в значительной степени.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Другие статьи:

Что такое отношения
Влияние родителей на развитие ребёнка очень велико. Детско-родительские отношения – это совокупность не только определённых взаимоотношений между родителями их детьми, но и их предпосылок, то есть определённого образа жизни семьи и взаимо ...

Изучение фрустрационных реакций дошкольников
Результаты исследования, полученные при помощи методики изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга Таблица №3 Частота встречаемости фрустрационных реакций в исследуемых группах дошкольников Реакция Дошкольники, имеющие родит ...

Материалы и методы исследования
С целью проведения исследования было сформировано 2 группы (по 20 человек; в каждой группе 10 девочек и 10 мальчиков) детей из полных и неполных семей в возрасте 9-10 лет, учащихся 3-4-х классов специализированной школы №69 с углубленным ...