Психолого-физиологические особенности младших школьников

Другая психология » Влияние мотивации на результаты спортивной деятельности младших школьников » Психолого-физиологические особенности младших школьников

Страница 7

Если ребенку не помочь справиться со всем этим, то у него может произойти снижение самооценки, ослабление учебной мотивации, нарушения поведения. Под воздействием чувства неполноценности (неумелости) возможны психосоматические и невротические нарушения. В связи с этим необходимо построение учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей. Создание ситуаций успеха для каждого ребенка, поддержка чувства его полноценности. Создание условий для совершения им нравственных выборов и сотрудничества.

Кроме возрастных особенностей существуют также и особенности личности ребенка[22;44]. Выделены классификации детей по психологическим особенностям личности. Существуют четыре достоверно отличающихся друг от друга типа личности детей:

· активный;

· замкнутый;

· взрывной;

· зависимый.

Внешние характеристики типических групп:

Активный тип:

· ярко выраженная моторика (постоянно в движении, неусидчивый, много делает «лишних» движений);

· не нуждается в пассивном отдыхе – быстро восстанавливается после активной деятельности;

· любит быть в центре группы;

· легко отвлекается;

· не всегда доводит до конца порученную работу;

· стремится к участию в различных подвижных играх. соревнованиях;

· любая монотонная работа вызывает скуку и сонливость;

· сохраняет бодрость в трудных ситуациях;

· неожиданные изменения устоявшегося режима не вызывают раздражения;

· быстро реагирует на любые команды;

· выраженная способность к подражанию;

· легко вступает в разговор с чужими людьми;

· быстро привыкает к новому месту;

· склонен к риску;

· быстро приступает к работе, получив указания;

· на уроках физкультуры стремится исправлять двигательные ошибки;

· быстро отвечает на неожиданные вопросы.

Замкнутый тип:

· избегает общения в группе;

· как правило, опирается в своих суждениях на мнение матери;

· терпеливо ждет окончания неприятного занятия;

· избегает участия в подвижных играх или выбирает второстепенную роль;

· избегает сложных и рискованных двигательных упражнений;

· принижает свои способности, особенно двигательные;

· не любит выступать на аудиторию;

· скован при обращении к нему посторонних взрослых;

· теряется, когда товарищи на него кричат;

· неудача в начале двигательного упражнения приводит к ступору;

· мало выражена радость от победы в играх или соревнованиях;

· терпелив при монотонной работе;

· обидчив;

· при несправедливом замечании учителя у него «все валится из рук»;

· склонен плакать при неудачах, при просмотрах чувственных фильмов;

· болезненно реагирует на шутки над собой.

Взрывной тип:

· любые эмоции проявляются очень ярко;

· не способен взять себя в руки по указанию учителя;

· частые срывы при монотонной работе;

· не может сосредоточиться при выполнении сложного задания;

· не может сдержать злость или раздражение;

· не умеет приспосабливать свое поведение к поведению окружающих;

· болезненно переносит поражения в играх или соревнованиях;

· преувеличивает свои возможности в играх и физических упражнениях;

· охотно берется выполнять новое упражнение, даже не имея на то возможностей;

· беспокоен в ситуациях ожидания;

· часто начинает выполнять упражнение до команды учителя;

· может испортиться настроение из-за пустяка;

· делает едкие замечания партнерам;

· болезненно реагирует на замечания партнеров;

· склонен к излишнему риску в играх;

· во время разговора склонен к лишним движениям и жестикуляции;

· в трудных ситуациях часто срывается голос;

· быстро переходит от печали к радости.

Зависимый тип:

· стремится не начинать действия, пока не получит соответствующего распоряжения педагога;

· любит, чтобы старшие аргументировали важность предстоящей работы;

· стремится внешне подражать лидерам класса (походка, прическа, любимые словечки);

· при выполнении любого действия ждет похвалы от педагога;

· на команды реагирует замедленно;

· По-разному реагирует на замечания товарищей, боится критики лидеров, пренебрежительно относится к критике аутсайдеров;

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие статьи:

Психологические особенности старшеклассников и выбор профессии
В педагогической литературе можно встретить несколько подходов к определению векового периода сензитивного для формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению. Многие исследователи (Е.Климов, Н.Пряжников, С. Чистяко ...

Организация и методика исследования
Теоретически мы уже исследовали нашу тему курсовой работы, теперь докажем нашу гипотезу о том, что склонность к сниженному настроению у табачных аддиктов в возрасте ранней зрелости не влияет на их самооценку. Предметом нашего исследовани ...

Методы исследования. Объект исследования
В проведенном исследовании мы надеялись установить взаимосвязь между характерологическими особенностями личности и ее профессиональными предпочтениями, а также ее профессиональным типом. Кроме того, выяснить влияние социального статуса и ...