Обсуждение результатов исследования личностных особенностей студентов, воспитывавшихся без отца

Другая психология » Влияние отца в семье на формирование личности в оценках студентов » Обсуждение результатов исследования личностных особенностей студентов, воспитывавшихся без отца

Страница 1

Для проверки выдвинутой нами гипотезы были сформированы 4 группы: 2 экспериментальные и 2 контрольные, в состав которых вошли молодые люди женского и мужского пола. В экспериментальную группу вошли студенты, которые росли в неполной семье (без отца), а в контрольную группу – студенты, которые воспитывались в полной семье с отцом. Возраст испытуемых варьирует от 18 до 23 лет. В исследовании приняли участие всего 62 девушки и 20 юношей. Таким образом, мы рассматривали следующие группы:

· Экспериментальная группа девушек А

(в ее состав вошли девушки, воспитывавшиеся в семьях без отца);

· Контрольная группа девушек B

(в состав этой группы вошли девушки, воспитывавшиеся при участии отца);

· Экспериментальная группа юношей C

(группа включила в себя юношей, росших в семьях без отца);

· Контрольная группа юношей D

(в составе этой группы состояли юноши, воспитывавшиеся в полной семье).

В исследовании сравнивались результаты тестирования контрольных и экспериментальных групп у девушек и юношей отдельно. Анализируется только статистически достоверные различия на уровне значимости Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001. Полученные данные исследования представлены в таблицах и в приложении.

Испытуемым были предложены восемь методик: «Тест описания поведения К.Томаса», «Опросник УСК», «Тест Басса – Дарки», «Тест мотивации одобрения», «Опросник Леонгарда – Шмишека», «Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири», «Пятифакторный тест (5FPQ)» и Анкета, направленная на выявление отношения к отцу (см. Приложение 2).

Тест описания поведения К.Томаса адаптирован Н.В.Гришиной и используется для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. К.Томас выделяет следующие типы поведения в конфликтной ситуации:

· соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

· приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

· компромисс;

· избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

· сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

В опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар.

Опросник УСК (уровень субъективного контроля), авторами которой являются Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд. В основе данной методики лежит концепция локуса контроля Дж. Роттера. Опросник УСК состоит из 44 пунктов. Шкалы опросника УСК:

Шкала общей интернальности (Ио);

Шкала интернальности в области достижений (Ид);

· Школа интернальности в области неудач (Ин);

· Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис);

· Шкала интернальности в области производственных отношении (Ип);

· Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им);

· Шкала интернильности в отношении здоровья и болезни (Из).

«Тест Басса – Дарки» содержит восемь шкал, позволяющих качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.

Тест мотивации одобрения диагностирует установки на социально-желательное поведение.

Опросник Леонгарда - Шмишека (характерологическая личностная методика) предназначена для диагностики типа акцентуации личности. Методика содержит десять шкал и состоит из 88 вопросов. Тест выявляет следующие типы акцентуации личности: Гипертимический тип, .Застревающий тип, .Эмотивный тип, Педантичный тип, Тревожный тип, Циклотимический тип, Демонстративный тип, Возбудимый тип, Дистимический тип и Экзальтированный тип.

Методика диагностики межличностных отношений создана Т. Лири в 1954 г. Методика предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Лечение депрессии
Терапия антидепрессантами постепенно вытесняет другие методы лечения. Выбор антидепрессивного средства во многом зависит от формы депрессивного синдрома. Выделяют три группы антидепрессивных препаратов: 1) преимущественно с психостимулир ...

Интерпретация результатов
Обобщая все вышесказанное, мы можем сказать, что используемая подсказка должна не заслонять от испытуемого проблемную ситуацию, а, напротив, расширять возможности действия. Оба приведенных эксперимента довольно ясно показывают, что подска ...

Проблемы педагогической психологии
В педагогической психологии имеется ряд проблем, теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение и существование этой области знаний. Рассмотрим и обсудим некоторые из них. 1. Проблема соотношения обучения и развития. ...