Социометрия.

Страница 1

Социометрия широко применяется для изучения: проблем лидерства и авторитета; социально – психологической совместимости; микрогрупп (в том числе и динамики их развития). Целью же нашего исследования являлось определение положения школьников в системе взаимоотношений (статус), для получения более полной картины самооценки подростков данной группы, а также проверки корреляции между самооценкой и оценкой окружающими (ее адекватности). gps трекер global gps T6 купить на

Школьникам предлагались социометрические карточки с инструкцией написать по три имени на каждый вопрос (рис. 2).

Фамилия

1. Кого бы ты попросил/а помочь тебе подготовиться к важному экзамену?

1-й выбор _

2-й выбор _

3-й выбор _

2. Кого из класса ты бы пригласил/а с собой на интересную вечеринку?"

1-й выбор

2-й выбор

3-й выбор

Рис. 2. Социометрическая карточка.

Вопросы подбирались с учётом различных сфер деятельности: личная сфера, внутри класса, общественная. В эксперименте применялись стандартные вопросы:

1."Кого бы ты попросил/а помочь тебе подготовиться к важному экзамену?"

2."Кого из класса ты бы пригласил/а с собой на интересную вечеринку?"

В нашем исследовании мы использовали параметрический метод, т.е. метод с ограничением числа выборов. Во-первых, он является более надежным, так как выше осмысленность выбора. Во- вторых результаты параметрического метода значительно легче подвергнуть математической обработке. Для точности эксперимента число выборов было ограничено тремя.

Результаты ответов переносили на матрицы выбора. Их число соответствует числу вопросов (в нашем случае – 2). Исходя из данных матрицы, можно определить величину социометрического статуса любого члена группы. Она равна сумме полученных данным членом группы выборов, деленной на число членов без одного. Результаты экспериментов оформляли графически в виде карт групповой дифференциации. Вначале чертили четыре концентрические окружности, делили их диаметром пополам. Справа располагали мальчиков, слева – девочек. Мальчиков изображали в виде треугольников, девочек в виде кружков. Размещение детей на социограмме соответствует числу полученных ими выборов. В центральной окружности находятся дети, получившие 5 и больше выборов – 1 группа, второй круг – 2 группа – 3-4 выборов; третий круг – 1-2 выбора; четвертый круг – ни одного выбора. Соединив фигуры линиями выбора, можно оценить характер связей, особенности половых дифференцировок, взаимных симпатий, явления “неразделенной любви”.

Результаты отношений испытуемых друг к другу при ответе по данному критерию могут быть изображены на социограмме, т.е. в виде схемы, которая более наглядно чем матрица выбора показывает суть структуры общения данной группы.

В западной психологии разработана специальная терминология для обозначения статуса человека:

№ n/n

Название группы

Число выборов

1.

“Звезды”

St = > m + 2”

2.

“Предпочитаемые”

St > m + 1”

3.

“Принятые”

St >m + - 1”

4.

“Непринятые”

St <m – 1”

5.

“Пренебрегаемые”

St <- m – 2”

Рис. 3. Классификация положения человека в системе личных взаимоотношений.

m- среднее число выборов, вычисляется по формуле:

m

=

R

/

N

*0.1,

где R- общее число сделанных выборов, а N- число членов группы;

а ” –квадратическое отклонение, которое вычисляется по статистической формуле;

St – статус ученика, вычисляется по формуле: St = Ek / N – 1.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Результаты диагностики личностных особенностей и содержания временной перспективы в раннем юношеском возрасте
У всех испытуемых данного возраста значимость событий из настоящего оказалась самой низкой, значимость событий прошлого и будущего значительно выше с преобладанием предпочтения будущему. У значительной части испытуемых (40 %) отсутствова ...

Теоретические подходы к изучению руководства
Руководство (Лидерство) – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. В ходе исследований лидерства выделены различные стили лидерства, разработан ряд концепций лидерства. Теория ...

Конфликты в студенческой среде: проблемы диагностики и урегулирования
Межличностные конфликты – это конфликты между отдельными индивидами в процессе в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причины таких конфликтов – как социально-психологические, так и личностные, собственно, психологич ...