Социометрия.

Страница 2

Статус ученика (St) равен сумме полученных им выборов (Еk), деленной на количество членов группы(N), без 1.

В целом статус определяется числом полученных им выборов, в зависимости от количества детей в коллективе и количетсва разрешенных выборов (в нашем случае – 25 человек, по 3 возможности выбора у каждого). Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:

1 – “лидеры”: 5 и более выборов,

2 – “предпочитаемые”: 3-4 выбора,

3 – “пренебрегаемые”: 1-2 выбора,

4 – “отверженные”: 0 выборов.

2.2.4. Методика изучения самооценки качеств личности (Т. Дембо-С. Рубинштейн).

Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования. В нашем случае для каждого испытуемого выбирались те пять качеств, которые он оценил ниже всего в шкале "реальное Я" в тесте С.А. Будасси.

+

+

+

+

+

- 1

- 2

- 3

- 4

- 5

Рис. 4. Шкалы для выявления уровня самооценки по методике Дембо-Рубинштейна.

Материалом для исследования служит ряд шкал высотой 100 мм, условно обозначающих проявление различных качеств личности (рис. 4. Цифры 1 – 5 заменяются оцениваемыми параметрами, выбираемыми для каждого школьника индивидуально).

Инструкция: необходимо обозначить свое место на каждой из шкал, так как Вы оцениваете себя или свое положение в той или иной области. Вверху, где находится знак "+" - максимальная успешность, внизу где знак "-" - минимальная успешность.

Проводился следующий инструктаж (на примере качества "здоровье"): "Представьте, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья: внизу – самые больные люди, вверху – самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Покажите, где Ваше место среди всех людей мира по состоянию здоровья?".

Высота самооценки определялась с помощью условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибалльной системой. При этом одно деление на шкале равняется 0,5 балла. Исходя из этого подсчитывался средний балл самооценки. "Нормальной", "Средней" самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2.5 и немного выше; "Высокой" – со средним баллом 4–5; "Низкой" – со средним баллом 0-2.5.

2.3. Результаты исследований.

2.3.1. Результаты тестирования по методике Будасси.

Тест по методике Будасси дал следующие результаты (рис. 5).

Фамилия

Σ d2

r

1

Антонова

694

0.5

2

Буранова

621

0.5

3

Витовская

1232

0.9

4

Волкова

938

0.7

5

Гитова

663

0.5

6

Головин

0

0

7

Горбань

1006

0.8

8

Замулина

827

0.6

9

Каргапольцев

399

0.3

10

Карпухина

1114

0.8

11

Кузнецов

891

0.7

12

Курганова

267

0.2

13

Макушев

69

0.1

14

Михайличенко

520

0.4

15

Монастырева

405

0.3

16

Мишина

142

0.1

17

Обмоина

938

0.7

18

Пономаренко

826

0.6

19

Пушкарева

532

0.4

20

Сергеев

780

0.6

21

Терлецкий

671

0.5

22

Цемко

286

0.2

23

Чеботарева

1098

0.8

24

Шутова

204

0.2

25

Яковлев

218

0.2

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Межличностное взаимодействие в трудах отечественных и зарубежных психологов
Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе ...

Общая характеристика методик определения самооценки личности.
Существует ряд методик, используемых для определения уровня самооценки. Все они, несмотря на кажущееся разнообразие, могут быть легко и четко классифицированы. "Чистое" определение самооценки подразумевает всего два варианта: л ...

История и современное состояние психопрофилактики
Одной из причин возникновения перинатальной психологии явились противоречия, которые ощутили и специалисты, занимающиеся родоразрешением, и родители (матери, отцы), и желающие иметь детей. С одной стороны, медицина развилась до таких диаг ...