Рис. 5. Коэффициент корреляции рангов для определения адекватности самооценки по методике Будасси.
Коэффициент корреляции рангов считался исходя из d2 по формуле, приведенной в описанной методике. Для 20 выборов эта формула выглядела следующим образом: r = 0,00075* Σ d 2 .
2.3.2. Обработка данных социометрического эксперимента.
Обработка результатов социометрического изучения осуществляем следующим образом: в заготовленных социометрических таблицах
(Приложение 1), мы фиксировали выборы школьников. Потом осуществляли подсчет выборов, полученных каждым ребенком и находили взаимные выборы, которые подсчитывали и записывали. Общая схема социометрических статусов приведена на рис. 6.
Звезды |
Предпочитаемые |
Принятые |
Непринятые |
Пренебрегаемые |
11 |
8 |
2;4;5;7 |
1 |
6 |
17 |
20 |
10;12;13 |
3 |
|
16;18;19 |
9 |
|||
21;23;24 |
22 |
|||
25 |
||||
8% |
8% |
56% |
16% |
4% |
Рис. 6. Социометрический статус детей в системе межличностных отношений (цифры обозначают номер ребенка).
Анализ статусной структуры, полученной по результатам исследования, показывает, что выборы между людьми в обеих группах распределяется неравномерно, следовательно, мы можем констатировать факт дифференциации изучаемых групп на группы людей занимающих разное место в системе личных взаимодействий.
2.3.3.Обработка данных по методике Т. Дембо - С. Рубинштейн (определение самооценки качеств личности).
Результаты проведения данной методики после объявления результатов социометрии представлены в сопоставлении с данными по предыдущим опытам на рис. 8.
2.3.4. Сопоставительный анализ полученных результатов.
При сопоставлении полученных показателей мы получили следующую картину соотнесения статуса объекта и уровня его самооценки (рис. 7).
Рис. 7. Общегрупповое сопоставление показателей статуса и самооценки.
Для получения более детальной количественной характеристики скоррелируем между собой полученные показатели.
При этом мы используем формулу вычисления ранговой корреляции:
r
=1 - 6*Е
d
^2 /
n
(
n
-1)
Коэффициент при Еd^2 равен 0,00038. Корреляция составила 0,91.
Сопоставляя статусное положение каждого ребенка группы с присущим ему уровнем самооценки, мы получили следующие результаты:
из общего количества детей первого статуса 78% детей имеют высокий уровень самооценки и 22% имеют средний уровень самооценки;
из всех детей находящихся в статусе предпочитаемых 100% детей имеют средний уровень самооценки;
100% детей, относящихся к статусной категории пренебрегаемых имеют средний уровень самооценки;
из всех детей, находящихся в последней статусной категории (отверженные) - 80% имеют низкий уровень самооценки и 20% детей имеют средний уровень самооценки.
При анализе изменения уровня самооценки в ходе эксперимента были получены следующие данные (рис. 8).
№ |
Уровень самооценки до проведения социометрии (методика Будасси) |
Социометрический статус |
Уровень самооценки после проведения социометрии (методика Дембо-Рубинштейна) |
1 |
0.5 |
0,08 «непринятый» |
0.4 |
2 |
0.5 |
0,16 «принятый» |
0.5 |
3 |
0.9 |
0,08 «непринятый» |
0.8 |
4 |
0.7 |
0,16 «принятый» |
0.7 |
5 |
0.5 |
0,24 «принятый» |
0.6 |
6 |
0 |
0 «пренебрегаемый» |
0 |
7 |
0.8 |
0,24 «принятый» |
0.8 |
8 |
0.6 |
0,32 «предпочитаемый» |
0.7 |
9 |
0.3 |
0,08 «непринятый» |
0.3 |
10 |
0.8 |
0,12 «принятый» |
0.6 |
11 |
0.7 |
0,72 «звезда» |
0.9 |
12 |
0.2 |
0,24 «принятый» |
0.3 |
13 |
0.1 |
0,2 «принятый» |
0.2 |
14 |
0.4 |
0,28 «принятый» |
0.4 |
15 |
0.3 |
0,2 «принятый» |
0.3 |
16 |
0.1 |
0,12 «принятый» |
0.2 |
17 |
0.7 |
0,72 «звезда» |
0.7 |
18 |
0.6 |
0,16 «принятый» |
0.5 |
19 |
0.4 |
0,2 «принятый» |
0.4 |
20 |
0.6 |
0,56 «предпочитаемый» |
0.8 |
21 |
0.5 |
0,28 «принятый» |
0.5 |
22 |
0.2 |
0,08 «непринятый» |
0 |
23 |
0.8 |
0,12 «принятый» |
0.7 |
24 |
0.2 |
0,16 «принятый» |
0.5 |
25 |
0.2 |
0,12 «принятый» |
0.2 |
Другие статьи:
Обсуждение результатов
Построение семантического пространства Принятие На основе этого рисунка можно разделить все представленные в опроснике институты на 4 категории по показателям социальной капитализации (представлено в порядке убывания социальн ...
Индивидуально-типологические особенности личности сотрудников.
Изучение личности человека является сложной и многогранной деятельностью, которая требует высокого профессионализма исследователя, прочного эмоционального контакта с человеком, основанного на дружбе и доверии, а также определенного колич ...
Описание организации и результатов исследования
Первым в нашем исследовании принял участие 10А класс – 25 человек, Возраст учащихся от 15 до 16 лет. 17 девушек и 8 юношей. Результаты социометрического исследования Было проведено социометрическое исследование для выявления структуры м ...