Социометрия.

Страница 4

Рис. 8. И

зменения уровня самооценки в ходе эксперимента.

Из приведенных данных видно, что результаты социомерии значительно повлияли на самооценку школьников. В 32% (8 случаев) самооценка повышалась в результате попадания ребенка в более высокую социальную группу, чем он относил себя сам до проведения социометрии. Почти в ¼ части случаев (24%) происходило понижение самооценки. Это происходило тогда, когда статус ребенка оказывался гораздо ниже ожидаемого. Вместе с тем, очень многое зависело от самого испытуемого. Так, неадекватно высокая самооценка испытуемого, являющегося в группе непринятым, после объявления результатов социометрии снизилась совсем незначительно; а статус «звезды» повлиял на повышение самооценки в одном случае из двух, а во втором остался низменным. Поскольку результаты объявлялись категориально (зачитывались используемые ранги с пояснением что они обозначают) многое зависело от того, как испытуемый понимал это ранжирование. Так, для многих термин «принятый» субъективно не являлся отражением их истинного места в коллективе: кому-то это казалось заниженной оценкой, кому-то – завышенной, вне зависимости от собственного статуса. Так, для людей с завышенной самооценкой, оказавшихся в категории «принятых», это послужило поводом для снижения собственной самооценки. Но та же оценка для испытуемых, чей уровень самооценки был средним, но ненамного ниже завышенного, могла послужить поводом как для понижения, так и для повышения самооценки. В 44% случаев оценка коллектива не изменяла собственную самооценку, при этом в 73 % оценка коллектива коррелировала с начальной самооценкой. Таким образом, подростки явно подстраивали самооценку под мнение коллектива. Особенно это касалось случаев с заниженной самооценкой. Интересно, что у «звезд» и «предпочитаемых» самооценка всегда являлась адекватной (а по сравнению с выборами группы даже немного заниженной), тогда как у «непринятых» иногда встречалась неадекватно завышенная самооценка.

Страницы: 1 2 3 4 

Другие статьи:

Исследование взаимосвязи особенностей детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков
На данном этапе исследования выявлялась связь между особенностей детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков. Статистическая проверка эмпирической гипотезы осуществлялась с по ...

Причины и факторы, влияющие на конфликтность супружеских отношений на разных возрастных этапах
Вопросы выявления причин семейных конфликтов и нахождения путей их разрешения исследовались в работах С.Ю. Ключникова, А.П. Ощепковой, М.З. Этштейна, В.П. Шейнова, А.И. Кочетова, В.А. Сысенко. Причин семейных конфликтов очень много: разн ...

Теоретические проблемы возникновения речи
В настоящее время существует большое количество разнообразных теорий, пытающихся объяснить возникновение и развитие речи. Суть данной проблемы состоит в том, что сегодня достаточно трудно дать однозначный ответ в отноше­нии того, является ...