Роль периодической печати в формировании и проявлении агрессивного поведения у подростков

Другая психология » Влияние периодической печати на формирование агрессивного поведения подростков » Роль периодической печати в формировании и проявлении агрессивного поведения у подростков

Страница 1

Агрессивное поведение – физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.

Проблема формирования у подростков правопослушного социально-адекватного поведения является сложной и комплексной.

Подростковый возраст характерен тем, что именно в этом возрасте молодой человек переходит из состояния детства к взрослому состоянию, то есть меняет способы и варианты взаимодействия с внешним миром.

Одним из ведущих способов для подростков узнать то, какие именно нормы действуют в обществе и непосредственно столкнуться с теми ограничениями, которые налагаются нормами в данном обществе и ознакомиться с теми санкциями, которые возникают за их нарушения.

Основным механизмом взросления является присвоением каких-либо ценностей, правил, образцов поведения. Выбирая образец поведения и способ взаимодействия с внешним миром, подросток ориентируется в первую очередь на успешность демонстративного варианта поведения и, что немаловажно, на легкость копирования представленных образцов.

Одним из инструментов социализации являются средства массовой информации, в особенности - периодическая печать. Именно СМИ во многом определяют те образцы поведения, которым склонны подражать подростки и молодые люди. Все сказанное делает СМИ мощным инструментом социального управления и формирования различных социальных норм. Остановимся немного подробнее на вопросе о том, почему таким средствам массовой информации как периодическая печать удается оказывать столь сильное взаимодействие на молодое поколение, и какими механизмами воздействия это достигается.

В настоящее время наблюдается широкое внедрение криминализованных норм в обычное общество. Путей проникновения таких норм насчитывается множество, и едва ли не основным являются СМИ, конкретно – периодическая печать. Тот факт, что СМИ в последнее время играют ведущую роль в формировании общественного мнения, не вызывают сомнения. Согласно закону «О средствах массовой информации» от 27.12.1991года, под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. [Закон РФ, 10].

Таким образом, СМИ являются основным и, зачастую, единственным источником информации для населения, не имея в этом деле конкурентов. Соответственно, образы на состояние общества.

Для рассмотрения нами случая присвоения образцов поведения необходима некая совокупность условий. Во-первых, неуспешность подростка, неэффективность реализуемых им способов социального взаимодействия, психологический дискомфорт и прочее, то есть то, что побуждает его искать новых путей самореализации. Во-вторых, явная успешность демонстрируемого поведения, его неоспоримая социальная ценность, привлекательность и яркая эмоциональная окраска. В-третьих, возможность легко скопировать указанное поведение.

Важным фактором указанной проблемы является то, что реализация внешних признаков может привести (а за частую и приводит) к присвоению мотивов, ценностных установок и мировоззрения на которых было основано копируемое поведение.

Таким образом, СМИ существенно упрощают появление первичной преступности и, вероятно, являются одной из формирующих криминальной субкультуры. В свою очередь, криминальная субструктура является связующим элементом первичной и рецидивной правонарушающей деятельности.

Не вызывает сомнения то обстоятельство, что на формирование правопослушного и правонарушающего поведения оказывает влияние большой комплекс различных факторов, и средства массовой информации среди них занимают вполне определенное место.

СМИ является одним из основных источников демонстраций различных образцов поведения (понимаемого весьма широко – от поведения непосредственно, форм и даже фигур речи до стиля жизни). Очевидно, что условно, но достаточно точно все демонстрируемые образцы можно разделить на три группы: положительные, отрицательные и нейтральные. Образы первых двух групп могут быть представлены через специфические образы, которые непосредственно навязываются читателям. Такое навязывание возникает в случаях, когда представленные образы удовлетворяют трем условиям: регулярность опубликования таких образцов, демонстрации высокой социальной ценности (как позитивной, так и негативной) этих образцов, и, наконец, однородность демонстрируемых образцов в различных публикациях.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Виды памяти по характеру психической активности
По характеру психической активности различают двигательную, образную, эйдетическую, символическую память. Двигательная (или моторная) память обнаруживается очень рано. Это, прежде всего, память на позу, положение тела. Она лежит в основе ...

Профессиональная консультация
Основная тенденция развития профориентационной и профконсультационной работы с подростками и юношами - всемерное содействие побуждению собственной активности молодого человека. Специалисты в этой области делают попытку уйти от традиционн ...

Предмет педагогической психологии
Термином "педагогическая психология" обозначаются две разные науки. Одна из них - это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания. Под так ...