Интерпретация результатов

Обобщая все вышесказанное, мы можем сказать, что используемая подсказка должна не заслонять от испытуемого проблемную ситуацию, а, напротив, расширять возможности действия. Оба приведенных эксперимента довольно ясно показывают, что подсказка лишь тогда бывает эффективной, когда она повышает чувствительность к действительности. Как этого можно добиться? "Все в свое время, внимание — обстоятельствам. Нет единых, общих, всегда применимых правил, волшебного жезла, чтобы быть готовым ко всем ситуациям и всем разнообразным структурам реальности. Дело в том, чтобы обдумывать и делать правильные вещи в правильный момент и правильным образом. Для этого могут быть даны правила. Но эти правила имеют локальный характер, следовательно в высокой мере связаны с соответствующими условиями. И это снова означает, что имеется очень много правил.

В настоящей работе проводилось исследование влияния подсказки на процесс обучения. С этой целью было воспроизведено экспериментальное исследование Райтера, на котором мы довольно подробно остановились в теоретической части данной главы. Экспериментальная гипотеза эксперимента заключалась в следующем:

Подсказка, ориентирующая испытуемого на рефлексию собственных форм мышления, в большей мере способствует повышению эффективности последующей мыслительной деятельности, чем подсказка, акцентирующая внимание испытуемого на предметных характеристиках проблемной ситуации.

Проведенные эксперименты наглядно показали, что подсказка лишь тогда бывает эффективной, когда она повышает чувствительность к действительности.

Другие статьи:

Формирующий эксперимент
Временная перспектива будущего представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с более или менее отдаленным будущим. Сформировавшись таким образом, временная перспектива буду ...

Мотивация выбора профессии. Вековые этапы профессионального самоопределения
Принцип развития в психологии подтверждает, что будь какое мотивационное образование в конкретный момент времени на определенной фазе его формирования. В зависимости от этой фазы процесс мотивации протекает на разных уровнях и в разных ас ...

Слуховые ощущения
Раздражителем для органа слуха являются звуковые волны, т.е. продольное колебание частиц воздуха, распространяющееся во все стороны от колеблющего тела, которое служит источником звука. Слуховые ощущения являются отражением воздействующих ...