Результаты исследования и их анализ

Страница 6

Благодаря полученным данным об отношении детей к каждому члену семьи, можем представить отношение детей ко всей своей семье (Диаграмма №1).

Отношение к матери у детей из полных семей выше на 6%, чем у их сверстников из неполных семей. Отличны так же показатели в отношении к отцу – разница составляет 11%.

Особенно большое различие между группами детей в отношении к матери и отцу как родительской чете – в полных семьях (51%) и в неполных семьях (30%). Некоторые различия наблюдаются у детей из полных и неполных семей в отношении к сиблингам – 41% и 35% соответственно. Одинаковое отношение к бабушкам и дедушкам в обеих группах детей – 25% и 24%.

Выявлены различия в признаках, характеризующих самого ребенка: любознательность, доминантность, общительность (Диаграмма №2).

Диаграмма №2. Уровни социальных характеристик детей из полных и неполных семей.

Наибольшие различия наблюдаются в группах детей между признаками любознательности (83% и 65%) и доминантности (57,5% и 40%) в пользу детей из полных семей. На 10% дети из полных семей более общительны, чем их одноклассники из неполных семей.

Установлены различия в показателях признака отношение к матери в зависимости от количества детей в семье (рис. 1)

Рис. 1. Динамика признака отношения к матери

В полных семьях средний показатель отношения к матери уменьшается в зависимости от количества детей в семье – с 13,7 до 11,3. В неполных семьях наблюдаются изменения этого показателя: в семьях, где один ребенок отношение к матери выше (14,2), чем в полных семьях с одним ребенком (13,7). В неполных семьях с 2 детьми отношение к маме резко снижается до 10,4; затем значение матери увеличивается в семье, где 3-е детей (13). Но в многодетных семьях с 4 детьми показатель отношения к матери снова снижается до 10. Уменьшение данного показателя объясняется тем, что помимо отношения с матерью развиваются и отношения с братьями и сестрами, увеличивается число контактов с окружающими.

В обеих группах детей отношение к бабушке различное. Используя полученные данные в результате опроса и методики Рене Жиля, можно утверждать, что в неполных семьях бабушка живет с внуками в 50%, а в полных этот показатель ниже (35%), соответственно в 65% бабушка живет отдельно. В связи с этим выявлены различия по признаку отношения к бабушке в зависимости от того, проживает она совместно с детьми или же отдельно (Диаграмма №3).

Диаграмма №3. Отношение к бабушке детей из полных и неполных семей.

В неполных семьях, где бабушка живет с внуками, отношение к ней выше (5,2), чем в полных семьях (4,7) – в неполных семьях более тесное общение с бабушкой. В случае, если бабушка живет отдельно в обеих группах семей наблюдается снижение показателей: в полных семьях до 3,2; в неполных до 2,1.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Другие статьи:

Цели, задачи, методика исследования
Первым этапом опытно-экспериментального исследования социально-психологической помощи больным СПИДом являлся контент-анализ. При исследовании за основу были взяты методики В.Б. Шапаря. Методика констатирующего этапа эксперимента включала ...

Сущность преодолевающего поведения. Подходы к изучению преодолевающего поведения
На протяжении всей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуациями, которые субъективно переживаются как трудные и нарушающие привычный ход жизни. Переживание таких ситуаций зачастую меняет и восприятие окружающего мира, и восп ...

Личностные характеристики родителей и особенности их отношения к сиблингам
В формировании личности ребенка на протяжении длительного времени одну из определяющих ролей играет семья, однако на каждом возрастном этапе ее роль и значение меняются и имеют свои характерные особенности. Специфика взаимоотношений в сис ...