Мотивы выбора профессии

Страница 2

В онтогенезе потребности человека опосредствуются сознанием и начинают действовать через сознательно поставленные цели, принятые намерения и решения. В этом случае мы имеем дело уже не с потребностями, а с их новыми функциями образованьями, представляющими собой нерасторжимое единство потребности и сознания, аффекта и интеллекта. Это позволяет нам понять процесс развития побудительных сил человеческого поведения как процесс превращения естественных (натуральных, по терминологии Л.С. Выготского) потребностей в их опосредствованные формы, свойственные только человеку, как общественному существу. Такое понимание развития потребностей позволяет рассматривать его как совершающееся по тем же общим законам, по которым идёт развитие и всех других психических процессов и функций: из непосредственных они становятся опосредствованными, из непроизвольных – произвольными, из неосознанных – осознанными. [4, с.167]

В заключение анализа путей развития потребностей и мотивов остановимся на развитии структуры мотивационной сферы.

Она характеризуется сменой доминирующих мотивов по содержанию, возрастанием роли опосредствованных потребностей и всё большей их иерархизацией. С возрастом растёт также устойчивость возникшей мотивационной структуры, что увеличивает роль доминирующих мотивов в поведении и развитии ребёнка. Иерархическая структура мотивационной сферы в наиболее развитой её форме предполагает усвоение определённых моральных ценностей – представлений, понятий, идей, ставших доминирующими мотивами поведения.

Цели, поставленные человеком, сознательно принятые им решения и намерения способы подчинить себе непосредственные побуждения, что определяет деловой характер поведения человека. Но в тех случаях, когда усвоенные ценности сами приобретают силу непосредственных побуждений, они могут определять поведение людей независимо от сознательно принятых решений, непроизвольно подчиняя себе все другие его побуждения, в том числе и неосознаваемые им самим. В этом случае можно говорить о гармонической структуре мотивационной сферы человека, а следовательно, и о гармонической структуре его личности. Иерархическая структура мотивационной сферы определяет направленность личности человека, которая имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы по своему содержанию и строению стали доминирующими. В период подросткового возраста (12 – 15 лет) часто уже складывается достаточно определённая, относительно устойчивая направленность личности. Наличие той или иной направленности очень важно для формирования личности подростка в целом, она определяет нравственную сторону его личности, а так же многие особенности его поведения и деятельности.

Мотивы представляют собой особый род побудителей человеческого поведения. В качестве мотивов могут быть предметы внешнего мира, представления, идеи чувства и переживания.

Наиболее типичными мотивами человеческого поведения являются моральные чувства, сознательного поставленные цели, образованные намерения, которые являются опосредствованными сознанием потребностями человека. Такие мотивы как намерение, цель и пр., черпают свою побудительную силу за счёт той потребности, звеном в удовлетворении которой они являются.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Результаты исследования и их обсуждение
В качестве критерия разделения испытуемых на группы в работе использовали модифицированный опросник «Тесты определения индивидуальных особенностей вегетативного реагирования» В.В. Суворовой. По результатам анализа данного опросника испыту ...

Стили родительского поведения.
На процесс развития ребенка оказывает влияние множество семейных факторов: стили родительского поведения, количество детей в семье и возрастная разница между ними, характер детских взаимоотношений, применяемые дисциплинарные воздействия. ...

Классификация конфликтов
Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологичес ...