Мотивы выбора профессии

Страница 5

В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность. (Дифференциально-психологический подход, исходящий из свойств личности).

В возрастной психологии (И.С. Кон) профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьирует.

Первый этап — детская игра, в ходе которой ребёнок принимает на себя разные профессиональные роли и “проигрывает” отдельные элементы связанного с ними поведения.

Второй этап — подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.

Третий этап, захватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста, – предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка, затем с точки зрения его способностей и, наконец, с точки зрения его системы ценностей. Интерес к предмету стимулирует школьника больше заниматься им, это развивает его способности, выявление способности, повышая успешность деятельности и принося признание окружающих, в свою очередь подкрепляет интерес.

Четвёртый этап — практическое принятие решения, собственный выбор профессии., включает в себя два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объёма и длительности необходимой подготовки к нему; выбор конкретной специальности.

Выбор специальности характеризуется многоступенчатостью. Уже к концу IX класса школьники должны сделать выбор между тремя социальными ориентациями: на общее образование, на профессиональное образование, непосредственно на работу. Кроме интересов, способностей и ценностных ориентаций, важную роль в принятии решения играет оценка своих объективных возможностей – материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и т.д. [8, с.148]

Выбор профессии предполагает наличие у школьника информации двоякого рода: о мире профессий в целом и возможностях и требованиях каждой из них; о себе самом, своих способностях и интересах. И той и другой информации старшеклассникам не хватает. Известный социолог В.Н. Шубкин пишет, что в 17 лет в основе отношения к миру профессий лежит заимствованный опыт – сведения, полученные от родителей, знакомых, друзей, сверстников, из книг, кинофильмов, телепередач. Опыт этот обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан. [8, с.149]

Выбор профессии и степень реализации жизненных планов старшеклассников сильно зависят от социальных условий, особенно от общеобразовательного уровня родителей. Чем выше уровень образования родителей, тем больше вероятности, что их дети собираются продолжать учёбу после школы и что эти планы будут реализованы. Следует отметить, что уровень реализации жизненных планов юношами значительно выше, чем девушками. [8, c.150]

Существенные факторы профессионального самоопределения – возраст, в котором осуществляется выбор профессии, уровень информированности молодого человека и уровень его притязаний.

Выбор профессии – сложный и длительный процесс. Здесь существует две опасности: 1. затягивание и откладывание старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов; 2. попытки родителей ускорить, форсировать этот процесс с помощью прямого психологического нажима, которые ведут к росту тревожности, негативистскому отказу от всякого самоопределения, нежеланию вообще что-либо выбирать, уходу в разного рода хобби и т.п. [8, с.151]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие статьи:

Конфликты в организациях
В зависимости от участников выделяют два типа групповых конфликтов «личность-группа» и «группа-группа». Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые следуе ...

Самооценка личности в возрасте ранней зрелости
На этапе ранней взрослости личность выбирает цели и средства их достижения, связанные с различными компонентами своего «Я», и оценивает успешность своих действий в соответствии с Я-концепцией [17, с. 77]. Самооценка личности зависит от т ...

Поздний период в жизни человека
В возрастной психологии существует устойчивая точка зрения, что жизненный путь человека от рождения до смерти психологически надо делить на возрастные периоды и эпохи. Периодизация психического (и не только психического) развития человека ...