Мотивы выбора профессии

Страница 6

Ситуация выбора предмета будущей деятельности благоприятна для педагогического вмешательства уже потому, что позволяет предположить подростку занятия, в скрытом виде содержащие будущую деятельность по выбору профессии. Поэтому интересным представляется рассмотрение процесса выбора предмета будущей деятельности.

а). Первый этап выбора предмета будущей деятельности — наиболее ответственный момент. Новая форма деятельности обогащается соответствующими действиями и целями, внутри неё совершаются различные психические процессы – наступает период устойчивого равновесия. Мотивационный комплекс формирующейся профессиональной деятельности пока отсутствует. [26, с.95]

Выбор предмета будущей деятельности является, в сущности, внутренней целью личности, и с этой точки зрения его содержание полностью никогда не совпадает с реальным содержанием будущей деятельности, ни с её целями, средствами и условиями развёртывания, ни с мотивами, преобразующимися в ходе этого развертывания. Содержание предмета как цели будущей деятельности не соответствует и поведению субъекта после выбора, поскольку механизм обратной связи корректирует это поведение в соответствии с фактическим положением вещей. Другими словами, выбор предмета есть выбор приблизительного плана деятельности на основе обобщённого прошлого опыта и актуализованного особого состояния неопредмеченных, пока ещё не определившихся потребностей, которым отвечают лишь потенциально возможные, предполагаемые предметы и в которых по выражению А.Н. Леонтьева, предмет потребности жёстко не записан? [26, с.96]

Выбор предмета будущей деятельности — это проявление психической активности в результате интериоризации внешних факторов через мотивационно-потребностную сферу личности. Выбор не должен быть навязан, иначе предмет перестанет быть мотивообразующим, а деятельность – деятельностью. Выбор предмета будущей деятельности может быть основан только на реальном решении личности, принятом добровольно. [26, с.97]

б). На втором этапе первичного мотивообразования происходит преобразование потребности в качество новое состояние – она опредмечивается, становится мотивом деятельности. Этот мотив выполняет в отношении деятельности двойную функцию: побуждает и направляет её. Однако мотив действует не сам по себе. Раз возникнув, он включается в разноуровневую систему мотивационного профиля личности. Вместе с побуждаемой им деятельностью. В начале новой деятельности обобщённый опыт прошлого имеет ведущее значение, определяя характер поведения субъекта. На этом этапе развития деятельности происходит единоборство двух встречных влияний: обобщённого прошлого опыта и опыта актуального, корректирующего обобщение на основе возникшей ситуации. Необходимый перевес достигается “педагогическим манёвром”, психологическая сущность которого состоит в поддержке основного мотива деятельности другими потребностями подростка: в самоутверждении, в самореализации, в самостоятельности и т.п. [26, с.98]

в). На третьем этапе преобладает групповая мотивация, которая характеризуется формированием высокого уровня делового сотрудничества, отношений доверия, требовательности каждого, уверенности в способности группы самостоятельно решать поставленные задачи. Для достижения целей группы необходимо интенсивное развитие самоуправления, различных форм самоорганизации, что и составляет одну из характерных особенностей данного этапа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие статьи:

Анализ понятия «стресс» в научной литературе
Понятие «стресс» используется и в обыденной жизни, и в литературе, по различным, подчас мало взаимосвязанным научным направлением. Это создает разночтения указанного понятия. Стресс – это психическое и физиологическое состояние человека ...

Гностические кожно-кинестетические расстройства
Более сложные гностические расстройства, характеризующиеся сложной нейропсихологической симптоматикой, связаны с поражением вторичных (1, 2, и частично 5, 7 (верхняя теменная область)) и третичных (39 и 40) полей теменной коры (нижняя тем ...

Развитие самооценки в онтогенезе.
Теоретически самооценка начинает формироваться уже в раннем возрасте. Если новорожденные и младенцы не имеют четких "границ" своего существа и считают именно себя причиной всех изменений вокруг, то уже в 2-3 года дети начинают с ...