Мотивы выбора профессии

Страница 8

Однако иногда вообще не происходит рационального выбора профессии как такового. Подростки просто берутся за первую попавшуюся работу, за которую хорошо платят, которую порекомендовали друзья; это может быть единственное мест, на которое их приняли и о котором они знают. В таком случае выбор профессии оказывается скорее случайным, чем осознанным. В первое время молодые люди могут быть вполне довольны экономическими и другими благами, приносимыми работой. Только по прошествии некоторого времени они вдруг чувствуют, что несчастливы, не очень приспособлены к выполнению стоящих перед ними задач и жертвуют своей свободой и жизнью ради каких-то сомнительных выводов. У них возникает потребность остановиться, произвести переоценку свои целей, способностей, возможностей и найти, как можно соединить всё это в имеющий смысл, приносящей удовлетворение работе.

Малая часть подростков предпочитает вообще не работать или работать не больше, чем это необходимо. Неприятие ценностей, воплощённых в жизни взрослых, и ценностей общества привело таких молодых людей к мысли, что максимально ограничив свои потребности в деньгах, они смогут вести жизнь простую, но яркую и делать то, что им нравиться.

Даже при самых благоприятных обстоятельствах выбор профессии становиться всё более трудной задачей, поскольку общество становиться всё более сложным. [31, с.518]

В педагогической литературе нет единой классификации мотивов выбора профессии. В одном случае выделяются такие группы мотивов:

1. общая мотивация;

2. романтика профессий;

3. научно-познавательные мотивы;

4. мотивы общественной значимости профессии;

5. ссылка на пример;

— в другом рассматриваются:

1. осознание перспективности избранной профессии;

2. учебные и внеклассные интересы;

3. желание приносить пользу;

4. влияние родных и знакомых;

— в третьих ставятся:

1. мотивы общественной пользы профессии;

2. мотивы психологического характера;

3. мотивы подражания;

4. внешние признаки профессии;

5. интерес к самой профессии и т.д. [17, с.26]

Е.М. Павлютенков выделяет следующие мотивы выбора профессии:

1. социальные мотивы;

2. моральные мотивы;

3. этические мотивы;

4. познавательные мотивы;

5. творческие мотивы;

6. мотивы связанные с содержанием труда;

7. материальные мотивы;

8. престижные мотивы;

9. утилитарные мотивы. [17, с.59]

В каждый момент времени на формирование мотивов человека оказывают влияние социальные факторы. Социальные факторы, влияющие на личность многообразны и находятся в сложной взаимосвязи. На выбор профессии школьниками влияют следующие социальные факторы:

1. настоящее: объективная действительность и условия деятельности, культура общества, групповое сознание и поведение;

2. прошлое: история индивида, его собственный опыт;

3. будущее: тенденции общественного развития, личные цели, уровень притязаний и т.п.

Первое место по силе влияния на профессиональное самоопределение подростков занимает сфера дружеских отношений.

Второе место занимают средства массовой информации (книги, газеты, журналы, кинофильмы, телепередачи).

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Другие статьи:

Причины и факторы, влияющие на конфликтность супружеских отношений на разных возрастных этапах
Вопросы выявления причин семейных конфликтов и нахождения путей их разрешения исследовались в работах С.Ю. Ключникова, А.П. Ощепковой, М.З. Этштейна, В.П. Шейнова, А.И. Кочетова, В.А. Сысенко. Причин семейных конфликтов очень много: разн ...

Психотравмирующие последствия супружеского конфликта
Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для супругов, в результате чего они приобретают ряд отрицательных свойств личности. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, теряется вера в возможность су ...

Трудные ситуации и психическое здоровье
Трудности неизбежно встречаются в жизни каждого человека. Их возникновение является естественным, закономерным следствием сложного процесса взаимодействия субъекта с окружающим миром. Существуют трудные ситуации и у детей, причем есть вс ...