Структура профориентационной работы

Страница 4

2. Склонности— это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и правилами деятельности.

3. Способности— это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не водятся. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и правилами деятельности.

Кроме способностей, к индивидуальным психологическим особенностям относятся темперамент и характер. Эти свойства консервативны и устойчивы.

Характер человека не представляет собой некоторую случайную совокупность различных свойств. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, взаимосвязаны, образуют одно целое.

Учёт особенностей темперамента в профессиональной работе с учащимися имеет большое значение для выявления наиболее оптимальных вариантов выбора “человек-дело”, для определения наибольшей пригодности человека к тому или иному виду трудовой деятельности как исполнителя, например оператора, диспетчера, лётчика и т.д.

Изучение особенностей характера школьника в целях профдиагностики и профотбора выявляет психофизиологические особенности личности, что необходимо не только для характеристики его как исполнителя определённых видов трудовой деятельности, но и как будущего организатора производственного процесса в различных областях физического и умственного труда.

Итак, мы рассмотрели группы психологических характеристик личности, необходимых для изучения школьников в профориентационных целях. Таким образом, мы ответили на вопрос: Что изучать в личности школьника?

Теперь мы попытаемся дать ответ на вопрос: Как изучать указанные стороны личности учащихся?

Для изучения личности школьника в целях последующей профориентации можно использовать такие методы:

1. Наблюдение.

Оно может быть непосредственным и опосредственным, открытым и скрытым, включённым и невключённым, кратковременным и длительным, непрерывным и дискетным (первичным), многографическим и узким.

2. Анализ документов

и результатов деятельности учащихся — их личных дел, итогов медицинских обследований, классных журналов, творческих сочинений изделий и т.д.

3. Анализ практических действий

учащихся в школе, общественных местах в семье.

4. Анкетирование.

Вопросы анкеты могут быть трёх видов: дихотомические (требующие ответа “да” или “нет”), закрытые (анкетируемому даётся возможность выбора вариантов ответа) и открытые (отсутствует ограничение в ответах).

5. Беседы, интервью.

Для них должна быть тематическая направленность. Они могут проводиться как с самими учащимися, так и с учителями, классными руководителями, директорами школ, родителями и т.д.

6. Педагогический эксперимент.

Он может проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса. В ходе эксперимента используют наблюдение, беседу, анкетирование и другие методы. Педагогический эксперимент, проводимый в специальных лабораторных условиях, называют лабораторным. Его используют для уточнения методики педагогического исследования, определения наиболее эффективных приёмов воспитания профессиональных интересов, умений и навыков, способов контроля и самоконтроля за правильностью выполнения трудовых операций, в целях профотбора и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 

Другие статьи:

Особенности людей юношеского возраста
Любовь и основанные на ней отношения играют особую роль в жизни человека. С одной стороны, любовь интуитивно понятна практически каждому взрослому человеку, а с другой определения феномена любви и до настоящего времени вызывает множество ...

Студент как субъект учебной деятельности
Психологические особенности поздней юности (18-25 лет) – зрелости в умственном, нравственном отношении. ü Пик интеллектуальных возможностей ü Стабилизация характера ü Убежденность, сложившееся мировоззрение ü Чувст ...

Психология зрелого возраста
Интерес к проблемам психологии зрелого возраста возник лишь в 30-е годы двадцатого столетия и связан был главным образом с поисками ответа на вопрос: "обучаем ли взрослый?"[39]. Отсутствие генетического подхода в рассмотрении п ...