Примером изучения интерактивного стиля может служить работа И.Л.Руденко [47, которая в качестве основания для классификации стилей общения взяла направленность личности в трех вариантах (центрация на себе, на партнере и интеграция) и позицию, занимаемую субъектом в процессе общения (превосходство собственное, партнера и равенство). Возможные сочетания видов направленности и позиций дали девять стилей взаимодействия: власти, опеки, наставничества, жалоб, послушания, поиска поддержки, соперничества, самодискредитирования, межличностного единства [47].
Социально - перцептивный стиль, который можно определить как устойчивый способ восприятия и оценки себя и других людей, тоже стал объектом исследования в последнее десятилетие в отечественной психологии. И.П.Шкуратова предложила выделять в структуре самооценки и оценок других людей три стороны: содержательную
, характеризующую смысл оценки, ее позитивность и социальную желательность; уровневую
, показывающую ее адекватность и точность; стилевую
, представляющую оценочную стратегию индивида через такие характеристики, как вариативность, экстремальность, амбивалентность и т. п. [Шкуратова И.П. Структура социально - перцептивных оценок // Эмоциональные и познавательные характеристики общения. – Ростов н/Д, 1990]. Группа стилевых характеристик, в отличие от первых двух, мало зависит от объекта оценки и может претендовать на понятие оценочного стиля
[47].
Исследования таких стилевых особенностей социальной перцепции, как стабильность оценок, их вариативность (которая определялась по разнообразию используемых градаций при оценке психологических свойств по шкалам) и величина идентификации себя с другими людьми и других людей между собой, показало, что существуют большие индивидуальные различия в степени их выраженности, причем они носят стабильный характер и проявляются при оценке разных людей в разное время.
Коммуникативный стиль, под которым можно понимать устойчивые индивидуально - своеобразные приемы и способы передачи и восприятия информации в процессе общения, тоже исследуется социальной психологией и психолингвистиков. Одним из компонентов коммуникативного стиля является стиль языка, который определяется как “разновидность языка, используемая в какой - либо типичной социальной ситуации” (в быту, в профессиональной сфере и т. д., манера говорить (стиль речи), предпочтения в выборе средств для определенной цели (информативной, оценочной, предписывающей и т. д.) [47]. Эти характеристики речи таят в себе большие диагностические возможности для психолога.
В.В. Латыновым выделено пять стилей речевого поведения. Данные стили (рис. 2), перекликаются со стилями интеракции И.Л. Руденко. В этом нет ничего удивительного, так как, заняв определенную позицию по отношению к собеседнику, человек оформляет свою речь в соответствии с ней. Стиль общения каждого человека, таким образом, складывается из его интерактивного, коммуникативного и социально - перцептивного стилей.
В последнее время отечественные психологи пытаются систематизировать разные стилевые характеристики для лучшего их соотнесения. В частности, В.А. Толочек предлагает все стилевые характеристики человека разбить на четыре группы на основании двух критериев: характера и вида активности
Другие статьи:
Изучение фрустрационных реакций дошкольников
Результаты исследования, полученные при помощи методики изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга Таблица №3 Частота встречаемости фрустрационных реакций в исследуемых группах дошкольников Реакция Дошкольники, имеющие родит ...
Телевизор – «за» и «против»
Значительную часть досуга подростков заполняют электронные средства массовой информации – телевидение, радио, видео, сеть Интернет. Посредством их сегодня формируется внутренний мир школьников, их художественные предпочтения, ценностные о ...
Описание методик
Для получения результатов нашего исследования мы использовали три методики: - Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; Данная методика предназначена для определения содержательной стороны направленности личности и составляет основу е ...