Заключение

Страница 1

По результатам теоретического исследования можно сделать следующие выводы:

1. Темперамент неразрывно связан с психической деятельностью. Основное проявление темперамента часто ищут в динамических особенностях «реакций» человека – в том, с какой силой и быстротой он действенно реагирует на раздражения. Темперамент – это динамическая характеристика психической деятельности индивида.

2. Зрелость - самый длительный и самый значимый период в жизни человека, когда он должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить свое предназначение. В этом смысле зрелость – цель развития, достижение расцвета, но эта цель не обязательно предполагает его конец. Это достижение расцвета, за которым может следовать не увядание, а дальнейшее развитие.

3. Стиль общения необходимо анализировать как целостное образование, в котором отчетливо выделяются две главные подструктуры — мотивационно-смысловая, выявляющаяся в форме направленности в общении (ценностей, мотивов, целей общения), и операциональная, представленная устойчивой системой приемов, способов, средств коммуникативного поведения. Стиль общения как единство указанных составляющих формируется в результате и процессе взаимодействия, взаимопознания, взаимоотношения участников общения. Ведущую роль играет направленность личности в общении, в содержании которой главенствующее значение необходимо придать ценностно - смысловым критериям общения. Направленность в общении есть выражение ценностного отношения личности к человеку вообще, к другому как партнеру по общению и к самой себе; выявляется в мотивах, целях, средствах и способах общения.

Целью настоящей работы являлось изучение влияния психодинамических особенностей личности (темперамента) на стиль общения в зрелом возрасте.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы (психодинамические особенности (темперамент) влияют на выбор стиля общения в зрелом возрасте) был выполнен теоретический анализ специальной психологической литературы, посвященной исследованиям психодинамической особенности личности (темперамента), особенностей зрелого возраста, особенностей стилей общения в зрелом возрасте; выбраны методики для проведения экспериментального исследования влияния психодинамических особенностей личности (темперамента) на стиль общения в зрелом возрасте (Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, опросник

Г. Айзенка по определению темперамента, методика В.М. Русалова (диагностика структуры темперамента).

По результатам проведенного экспериментального исследования мы не можем говорить об однозначной связи темперамента и стиля общения. Это подтверждается данными факторного и корреляционного анализа.

Факторный анализ не выявил значимых связей между факторами темперамента и стилями общения. Таким образом, темперамент не является основополагающим фактором, определяющим особенности общения в зрелом возрасте. Вместе с тем результаты корреляционного анализа показали наличие такой связи для отдельных стилей общения. Значимые корреляции были получены по шкале «авторитарность – подчинение». Выбор авторитарного стиля общения коррелирует с высокими показателями по шкалам экстраверсия – интроверсия (по Айзенку), пластичность предметная (по Русалову), темп в предметной сфере (по Русалову), социальная эргичность (по Русалову). Выбор подчиняемого стиля общения коррелирует с высокими показателями по шкалам нейротизм (по Айзенку), предметная эмоциональность (по Русалову), социальная эмоциональность (по Русалову) и с низкими – по шкалам эргичность предметная (по Русалову), темп в предметной сфере (по Русалову), предметная активность (по Русалову), темп в социальной сфере (по Русалову), социальная активность (по Русалову).

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Понятие о социально – психологическом климате в коллективе.
В настоящее время, когда придаётся большое значение тому, как происходит социализация личности, возникает острая необходимость в людях владеющих искусством создавать моральный климат в коллективе. Общеобразовательная школа не может стоять ...

Специфика менеджерской деятельности, имидж менеджера
Термин менеджер трактуется довольно широко, поэтому любое его определение будет недостаточно полным. С некоторой степенью приближения можно сказать, что менеджер – это человек, который составляет систему текущего и перспективного планиров ...

Подходы к коррекции в системе детско-родительских отношений
Как и любой объект, детско-родительские отношения обладают не только содержательными характеристиками («Что это, какое оно?»), но прикладными характеристиками («Что с этим делать?»). В практической деятельности этот вопрос связан с понима ...