Состояние тревоги, как фактор социально-психологической адаптации студентов первого курса

Другая психология » Влияние психологической среды ВУЗа » Состояние тревоги, как фактор социально-психологической адаптации студентов первого курса

Страница 1

В настоящее время понятие "тревоги" и "тревожности" давно вышли за пределы психиатрии и стали привычными в психологии, физиологии и этологии, что подчеркивает общебиологическую значимость этих понятий, объединяя различные их проявления у человека.

По мнению И.Н. Михайленко, Ю.Л. Нулери, И.В. Дубровина, А.И. Захарова, Б.И. Кочубей, В.Р. Кисловской, стойкое отсутствие эмоционального благополучия приводит к формированию неустойчивой самооценке и проявляется в возникновении ситуативной и личностной тревожности, снижение психосоматического здоровья. Высокий уровень тревожности обычно сопровождается неадекватным поведением личности и снижает результативность деятельности, отмечается в работах А.М. Прихожан, А.С. Рубенштейна.

Одним из средств снижения уровня тревожных состояний личности, регуляции ситуативной тревожности и соответственно снижение социально-психологической адаптации по праву считается социально-психологический тренинг (А.С. Гормин, А.И. Захаров, В.Р. Кисловская, А. Адлер, Л. Уэндер, П. Шильдер, Т. Барроу, А. Вольф). Эффективность групповых методов работы при проведении социально-психологического тренинга подчеркивается в работах И.В. Вачкова (2003), М.Р. Битянова, В.В. Давыдова (1998). На эффективность применения групповых методов работы С.А. Бадмаев (1997) указывает, отмечая, что групповая работа дает ощутимый толчок к личностному развитию, улучшению социально-психологической адаптации, уменьшению тревожно-депрессивной симптоматики.

В своей работе мы опирались на труды А.Ф. Анн (2003), и исходили из следующего: при снижении высокого уровня тревожности в подростковом и юношеском возрасте работа должна быть направлена на формирование общения, коррекцию самооценки, преодоление внутренние конфликтов.

На протяжении четырех лет на базе СГУПС проводится социально-психологический тренинг развития коммуникативных навыков. Кафедрой профессионального обучения, педагогики и психологии были разработаны:

Методики проведения тренинга для студентов I курса;

Критерии оценки уровня адаптации и тревожности студентов;

Установлено, что:

1) Обратная корреляционная зависимость между факторами социально-психологической адаптации, личностной и ситуативной тревожностью, так как числа -0,9 (зависимость между ситуативной тревожностью и адаптацией), - 0,7 (зависимость между личностной тревожностью и адаптацией) приближенно к -1, что говорит о наличии взаимосвязи социально-психологической адаптации с личностной тревожностью.

2) Студенты с высокой личностной тревожностью проходят процесс социально-психологической адаптации сложнее, что имеет отрицательное влияние на учебный процесс.

3) Студенты СГУПС не принимавшие участие в тренинге менее адаптивны, из этой группы отчисленных студентов составило 40%.

Внедрение в процесс обучения социально-психологического тренинга, позволяет снизить уровень тревожности и повысить социально-психологическую адаптацию.

В связи с изменяющейся структурой общества обостряется проблема активности субъекта в профессии, на первый план выходит необходимость в самосовершенствовании, саморазвитии.

Потребность в самосовершенствовании является одной из составляющих личностно-профессиональной сферы субъекта. Основой ее становления является дифференцирование понятий Я-идеальное и Я-реальное.

В процессе становления профессионала часто недооценивается образ Я, студенты не могут преодолеть стереотипы собственного самовосприятия. В предыдущем исследовании были выявлены статистически значимые различия между реальным и идеальным профессиональным образом Я у студентов первого курса гуманитарного направления.

Одним из способов реализации решения проблемы является создание условий для достижения профессиональной идентичности, повышения уверенности в себе, развития компетентности, построения адекватного образа Я. В качестве таких условий могут выступать разнообразные психологические техники и технологии, активизирующие профессиональное развитие.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Психологическая природа тревоги
Тревога - отрицательно окрашенная эмоция, выражающее ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия. В отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются, но она предотвращает участие че ...

Мотивация выбора профессии. Вековые этапы профессионального самоопределения
Принцип развития в психологии подтверждает, что будь какое мотивационное образование в конкретный момент времени на определенной фазе его формирования. В зависимости от этой фазы процесс мотивации протекает на разных уровнях и в разных ас ...

Формирование нравственных качеств личности в младшем школьном возрасте
Нравственное воспитание ребенка начинается в период дошкольного детства. Но в школе он впервые встречается с системой моральных требований, выполнение которых контролируется. Дети этого возраста уже готовы к выполнению этих требований. Ка ...