Состояние тревоги, как фактор социально-психологической адаптации студентов первого курса

Другая психология » Влияние психологической среды ВУЗа » Состояние тревоги, как фактор социально-психологической адаптации студентов первого курса

Страница 2

Разработанная психологическая технология развития профессионального образа Я строилась в соответствии с технологией, разработанной Л.М. Митиной, а также с учетом материалов специальных тренинговых групп по психологическим условиям развития профессионального самосознания (И.В. Орлова, В.Г. Маралов, Л.Б. Шнейдер, Л.Н. Макарова).

Цель данной технологии: формирование адекватного профессионального образа Я, предполагающего постоянную работу субъекта по развитию и детализации внутреннего образа профессиональной деятельности.

Структура технологии состоит из четырех стадий (подготовка, осознание, переоценка, действие). Каждая стадия включает ситуации активного взаимодействия участников, психогимнастические игры, психотехники, способствующие актуализации потребностей и возможностей участников в личностном и профессиональном саморазвитии.

Каждое занятие состоит из трех частей: разминочной (традиционно "разогревающие" упражнения, создающие соответствующее эмоциональное настроение участников), основной (планируется исходя из поставленных целей) и собственно рефлексивной (анализ, самоанализ произошедших в ходе занятий изменений). В технологии помимо упражнений, психологических техник, использовалась арт-терапевтическая методика "Коллаж", а также главный методический прием - дискуссия. Технология рассчитана на 6 занятий (12 часов).

Реальный образ приблизился к идеальному после технологии по следующим шкалам: любознательность, воображение, интуиция, эмоциональность. Расширился реальный образ по оригинальности, тем самым приблизился к идеальному.

Таким образом, за время проведения технологии удалось улучшить некоторые структурные компоненты когнитивной составляющей профессионального образа Я.

2). Продолжением исследования выступило изучение аффективного компонента профессионального образа Я-реального и Я-идеального. Использовалась методика "20 высказываний" М. Куна и Т. Макпартлэнда.

В реальном профессиональном образе после применения технологии достоверных различий не обнаружено. В идеальном профессиональном образе Я показатели деятельностной характеристики достоверно ниже, чем до технологии. Также не выявлено статистически значимых различий в интеллектуальной, поведенческой, социальной характеристиках. Студенты показали достоверно большую степень расхождения в представлениях о своем идеальном профессиональном образе Я. Увеличилось пространство семантического поля по телесно-физической и эмоционально-личностной характеристикам.

Таким образом, полученные данные подтвердили предположение о том, что разработанная технология приводит к позитивным изменениям по многим параметрам, составляющим структуру профессионального образа Я.

Использование специально организованных, занятий, упражнений инициирует процесс обдумывания возможной коррекции тех или иных качеств или форм поведения, которые мешают развитию адекватного профессионального образа Я.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Подходы к определению понятий: мотивация и мотив
В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным понятием. Концепции и теории мотивации, относимые только к человеку, начали появляться в психологической науке начиная с 20-х гг. XX в. Первой была теория мотивации ...

Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений детей подростково-юношеского возраста
Переход от младшего школьного возраста к подростковому характеризуется рядом важнейших изменений происходящих в физическом, умственном и эмоциональном развитии школьника. Все более начинает проявлять себя мотивационно – потребностная сфер ...

Понятие корпоративной культуры в психологии
В человеческом существовании не бывает отсутствия культуры. Она может быть и у отдельного человека, и у целых народов; может наблюдаться и в семье, и даже в рабочем коллективе. И в каждой группе, общности людей она имеет свои особенности, ...