История и современное состояние психопрофилактики

Страница 6

Абрамченко В.В. указывает, что «сравнение групп беременных, прошедших психопрофилактическую подготовку и не прошедших ее, выявило, что подготовленные женщины имеют, как правило, физиологическое течение родов, их дети получают высокую оценку состояния при рождении по шкале Апгар.

При этом вне зависимости от характера стресса, необходима комплексная профилактика перинатальных повреждений. Выявлены определенные ключевые периоды развития фетоплацентарной системы, во время которых возможно применить медикаментозную и немедикаментозную коррекцию. В частности, применение дифференцированной психотерапии и физиотерапевтических методов лечения способствуют процессам адаптации к острому или хроническому психоэмоциональному стрессу и адекватному развитию фетоплацентарной системы, что влечет за собой снижение частоты и тяжести перинатальных последствий перенесенного стресса»[11].

Оздоровительная программа должна предусматривать оценку состояния здоровья, прогнозирование акушерских осложнений и собственно оздоровительные мероприятия. С этой целью возможно проведение занятий по оздоровительной гимнастике с выполнением специальных дыхательных и мышечно-релаксирующих упражнений.

«Создание и внедрение программ психопрофилактического сопровождения акушерского мониторинга беременных будет способствовать снижению числа осложнений во время гестации и родов, рождению здоровых детей, и в конечном итоге сохранению и укреплению здоровья нации»[12].

Важнейшим психопрофилактическим принципом работы с беременными и роженицами является учет их индивидуальных особенностей, а также характера личностного реагирования на трудные ситуации, способности к самоорганизации. Основными этическими нормами психолога, работающего в родовспомогательном учреждении, являются компетентность, профессиональная и социальная ответственность, уважение к человеческим правам и достоинствам членов семьи, ожидающей ребенка.

Необходимо отметить и тот факт, что уже рожавшие женщины на сегодняшний день не стремятся иметь второго ребенка.

Аверина Ю.В. и Пашкова Е.С. говорят, что «половина опрошенных нами женщин, рожающих повторно спустя 10-15 лет, главным фактором, «отодвигавшим» рождение второго ребенка, назвали психотравмирующий негативный опыт рождения первенца.

Психофизиологическая подготовка этой категории женщин к родам; помимо общепринятых методик, должна включать в себя и особые психокоррекционные методы, направленные на снятие специфического комплекса переноса сформировавшегося негативного гештальта на последующую беременность и роды»[13].

Помимо общих психологических и физиологических особенностей, характерных для женщин 30-35 лет, данная выборка будущих мам имеет ряд специфических характеристик, вызванных отрицательными переживаниями при рождении первого ребёнка. Это наличие обострённой тревоги перед родами, навязчивое чувство вины, тенденции к жестокому невротическому самоконтролю, и как следствие, зачастую, можно говорить о формировании тревожно-депрессивного типа акцентуации характера. Все эти тенденции эмоционально дезадаптируют течение беременности, делают поведение женщины в родах менее толерантным, оказывают отрицательное воздействие на будущего малыша.

Необходимо особенно отметить психопрофилактическую работу с беременными раннего возраста (как правило, подросткового).

Беременность в несовершеннолетнем возрасте связана с огромным количеством стрессорных факторов психологического, социального, физиологического порядка, нарушающих формирование гестационной доминанты и процесс адаптации. Беременность и роды у юных женщин, в условиях их биологической, психологической и социальной незрелости, имеют особенности, протекают с большим количеством осложнений и представляют значительный риск для беременной и ее ребенка. Поиск эффективных путей профилактики акушерских и перинатальных осложнений у подростков является актуальной задачей современного акушерства. Однако даже самое благополучное течение беременности и родов не решает всех проблем, так как по нашим данным юные матери имеют низкое качество жизни, меньшие социально-экономические перспективы, а их дети отличаются низкими показателями здоровья.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Неосознанное внутреннее наблюдение.
При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую ...

Обработка результатов
Можно предположить, что размышления о мышлении позволили испытуемым экспериментальной группы сформировать целостное видение ситуации действования (т.е. проблемной ситуации и возможностей ее преобразования), в рамках которого они могли про ...

Понятие рефлексии в научном мире
В научной литературе существует множество точек зрения на проблему рефлексии. В современных энциклопедиях рефлексия определяется как мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных дейс ...