История и современное состояние психопрофилактики

Страница 8

Курс краткосрочной семейной психотерапии состоит из 4 - 8 сеансов. Встречи с психотерапевтом рекомендуется проводить 2 - 3 раза в неделю. В сеансах семейной перинатальной психотерапии участвует беременная женщина и её муж. Существенным моментов в процессе работы с супругами является беседа с ними во время сеанса о будущем ребёнке, обучение их приёмам общения с плодом (вербального, гаптономического), установления с ним обратной связи. При этом в сеансе активную роль играют не только супруги, но и будущий ребёнок. Подобные сеансы помогают мобилизовать ресурсы супружеского холона, улучшают коммуникации супругов, готовят их к разрешению будущих проблем, способствуют эмоциональному принятию новорождённого.

Что касается «Школы подготовки», как правило, первое занятие в любой современной «школе» подготовки к родам несёт ознакомительный характер. Первая встреча с терапевтом всегда очень важна. Сюда беременная приносит самый большой груз накопившихся у неё вопросов, тревог и страхов. Эта встреча посвящается знакомству с методами и основными подходами «школы», её сотрудниками. Терапевт объясняет, как именно будет складываться подготовка, и для чего необходим каждый из её этапов. Подобное вступление способствует наиболее мягкой и быстрой адаптации новых членов группы. Врач изучает основные моменты акушерско-гинекологического и общесоматического анамнеза беременной, выясняет некоторые особенности личности пациентки и её биографии. Далее при необходимости подбирается индивидуальная программа физических нагрузок и психотерапевтической работы. На вводном занятии беременная обычно задаёт наиболее волнующие её вопросы, определяя свои основные мотивы обращения в «школу». В соответствии с этим терапевт акцентирует внимание пациентки на обязательных для неё тематических занятиях, указывает на дополнительные источники информации по интересующим темам. Разрабатывается оптимальный график посещения групп.

Таким образом, достигается налаживание базового доверия, устранение распространённых заблуждений беременных и связанных с ними тревог и страхов, формируются позитивные установки на будущее.

Содержание тренингов, как уже было сказано, в каждой «школе» имеет свою специфику. Темы же, обсуждаемые на лекционных занятиях, по понятным причинам пересекаются и затрагивают следующие вопросы материнства: психоэмоциональные особенности при беременности, кризис перемен; стресс в жизни беременной; профессиональная деятельность и беременность; отношения в паре, особенности мужского восприятия беременности, решение супружеских конфликтов, особенности сексуальности во время беременности; принятие своего нового образа и статуса, удовольствие быть беременной; общение с ребёнком до родов, в первый месяц после родов, в первый год после родов; переживания женщины на различных этапах родов; страхи, связанные с беременностью и родами; вопросы организации, режима и гигиены; навыки по уходу за младенцем.

Таким образом, можно сделать вывод, что на современном этапе среди психотерапевтических практик при работе с беременными в основном используются когнитивно-бихевиоральная терапия, краткосрочная динамическая психотерапия (Pines D., 1997), телесно-ориентированная психотерапия (Fuchs,1974; Stolze,1977;). Многими «школами» используются арттерапия, элементы ароматерапии, пение. В.Н. Сидоренко и Е.А.Клепацкая (1998) в своих исследованиях показали, что применение медицинской резонансной музыкотерапии (МРМ) в первый период родов (на схватках) и в послеродовый период улучшает психосоматическое состояние женщин, улучшает их настроение, сон, общее состояние и течение послеродового периода.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Другие статьи:

Анализ корреляционно-статистических связей самооценки и адаптации
Для исследования индивидуальных особенностей адаптационных механизмов психики применялась методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Таблица 1. Статистические характеристики по методике диагностик ...

Функции предметно-специфических действий в формировании умения учиться
Умение учащихся учиться является важнейшим фактором школьной успеваемости, однако по вопросу о содержании данного умения в отечественной литературе нет единого мнения. Наиболее общим для существующих концепций является определение умения ...

Сравнительный анализ проявления эмпатии у менеджеров с учетом их стиля руководства
На первом этапе исследовалось стиль руководства менеджеров и их эмпатические качества по методике «Ваши способности к эмпатии» и Методика определения стиля руководства трудовым коллективом. В исследовании принимали участие одна группа мен ...