Основой перинатальной психологии с точки зрения Коваленко Н.П. является Юнгианский психоанализ, Теория инстинктов по Гарбузову и теория перинатальных матриц.
Структуру психических процессов с точки зрения перинатальной психологии можно представить в виде схемы (см. приложение 1).
«Овальное пространство — это ориентировочная область индивидуальных психических процессов человека, контур которой на самом деле не сплошной, а прерывистый, т. е. имеет исключительно схематический смысл и отделяет индивидуальное сознание и психическую жизнь индивида.
Схематическое яйцо сознания делится на три области: верхняя — зона активного сознания (инструмента познания окружающего мира); средняя — зона подсознания (зона защитных психических механизмов и зона накопления психического (духовного) и интеллектуального опыта, способствующего эволюции человека, барьер между индивидуальным сознанием и бессознательным); нижняя — зона бессознательного (зона, имеющая сложную иерархичность, которую мы упрощаем до следующих элементов: индивидуальное бессознательное, архетипы, зона трансов, трансперсональный опыт, перинатальный опыт, коллективное бессознательное, сознание Универсума.
Вертикальная ось означает траекторию движения сознания индивида в процессе его эволюции, причем сама ось — это идеальный вариант совпадения точки сознания с потоком интуиции и сознания Универсума с его волевым компонентом, который можно отнести с понятием Духа»[19].
Верхняя точка Я символизирует проявление максимальной реализации Я-структуры и реализации инстинкта доминирования в самом позитивном его проявлении. В этом состоянии сознания человек, опираясь на интуицию и интересы общества, способен брать ответственность на себя, мобилизовать интеллект и волю во имя достижения высших целей. Для реализации планов и идей человека эта позиция очень перспективна.
«Противоположная позиция точки сознания Я, в нижней области структуры сознания, совпадает с реализацией инстинкта альтруизма (3) — реализацией высших форм служения семье, коллективу, сообществу. Человек, обладающий таким качеством сознания, имеет глубочайшую связь с бессознательным человечества, поэтому он чувствителен, сердоболен и сострадателен. Его жизнь — это вечный транс любви и сострадания.
Область подсознания, отделяющая сознание от бессознательного, выполняет буферную функцию между ними. Организация буфера происходит за счет инстинктов самосохранения (1) и продолжения рода (2). Эти инстинкты вообще нацелены на сохранение всего полезного, с чем сталкивается человек в своей жизни, и этот опыт накапливается в блоках памяти разного уровня. Здесь накапливается информация о жизненном опыте рода, семьи, и на основании этих блоков памяти сортируется и вся остальная информация, поступающая от активного сознания. Эта область фильтрует и те информационные потоки, которые человек может получать из бессознательного посредством интуиции и эмоций. Если эта информация соотносится с накопленным опытом, она поступает в блоки памяти, если нет — то, очевидно, не воспринимается. В этот момент человек почему-то не слышит голос своей интуиции, не допускает возможности существования новой идеи, нового чувства и т. д.
Осуществляя свои охранные функции, эти инстинкты и подсознание не дают нам запомнить тяжелые сновидения, помогают забыть родовую боль, освобождая нашу психику от излишних нагрузок. Но, тем не менее, также глубоко запечатлевают весь наш жизненный опыт с соматическими характеристиками.
Кроме сна и глубинных блоков памяти подсознание формирует общий профиль эмоционального реагирования и описанной выше эмоциональной компетенции, так как в зависимости от опыта, накопленного на уровне подсознания, человек имеет навыки доступа к бессознательному через эмоции и интуицию. И если этот опыт благоприятен, то человек имеет, как часто говорят, «открытое сознание», «светлую голову», «легкий характер». Человек интуитивно чувствует ситуацию и как в ней себя вести, чувствует достоверность и недостоверность информации, полученной извне. Такой человек, если не богобоязнен, то интуитивно чувствует наличие «высших сил» божественного присутствия, ангельского ведения, т. е. образов бессознательного. Он обычно не выпячивает этих ощущений, а интуитивно чувствует, что они должны оставаться в зоне интимных переживаний, которые не должны быть доступны другим людям. Интуитивный и позитивный эмоциональный опыт помогает человеку осуществлять циркуляцию жизненной энергии от обычного активного опыта до энергии бессознательного. А так как бессознательное представляет собой океан психической энергии, то такой опыт энергетизирует человека, делает его эффективным и адаптивным.
Другие статьи:
Факторы, которые влияют на профессиональное самоопределение
На профессиональное самоопределение влияют: социальное и материальное положение семьи; уровень образования родителей; случайные факторы увлечений. Раннее профессиональное самоопределение по обыкновению связано с неблагополучными семейными ...
Влияние моделируемых состояний на работоспособность оператора
Вопросы исследования особенностей зрительного восприятия и визуальной оценки пространственных отношений приобретают в настоящее время особую важность в связи с реализацией все расширяющихся программ космических полетов. Специфика светотех ...
Общие принципы создания имиджа организации
Приступая к созданию имиджа, необходимо выяснить, во-первых, род деятельности фирмы в настоящее время и в перспективе; во-вторых, чем товары или услуги фирмы отличаются от товаров или услуг конкурентов. Искусственное создание имиджа лучш ...