Психика с точки зрения перинатальной психологии

Страница 6

По мнению Н.П.Коваленко, «вторая перинатальная матрица ребенка, отражая наследуемый родовой опыт материнской линии, связана с базовыми инстинктом продолжения рода матери и инстинктом самосохранения ребенка. И главное заключается в том, чтобы эти инстинкты реализовывались согласованно, чтобы мать и ребенок не вредили друг другу. Тогда шейка матки открывается, и ребенок проходит через самое узкое отверстие родового пути.

Если второй период прошел благоприятно и шейка матки открылась, а ребенок миновал этот трудный участок пути мягко и плавно, то следующий шаг, третий период родов ребенка (третья перинатальная матрица), чаще всего тоже может быть мягким и постепенным»[25].

Как показывают исследования, проводимые Н.П.Коваленко, «удалось наблюдать при очень глубокой релаксации роженицы, самопроизвольное, без усилий матери, прохождение ребенком этапа родового пути»[26]. «Женщина в этот момент испытывает глубокий транс, медленно и глубоко дышит или издает звук (которому заранее обучается). В этот момент усилить релаксацию и транс удается именно мужу, который может шептать ей на ухо приятные слова, успокаивать, ласкать. Если женщина достигает достаточной глубины релаксации, ребенок буквально вываливается из влагалища, не повредив ни себя, ни мать»[27].

Но бывают случаи, когда из-за слабой родовой деятельности, патологий, болевого шока мышцы женщины запирают влагалище, и ребенок не может пройти. Именно в этот момент ребенок может пострадать от асфиксии, получить травму шейных позвонков, если пришлось прибегнуть к физической помощи при высвобождении его головки из влагалища.

Это уже осложнения, а причина — отсутствие возможности и умения женщины к глубокому расслаблению. Оно связано с глубинным опытом эмоциональных травм, осознанных и неосознанных страхов, блокировавших силы инстинктов, силы воли, самообладания.

Таким образом, третья перинатальная матрица, несмотря на то, что по времени она не очень длительная (соответствует последнему периоду родов), тем не менее, оказывает значительное влияние на успешность тандема «мать-ребенок» в родах. И, конечно же, женщина здесь является причиной проблем в родах, так как ребенок уже сделал шаг, прошел шейку матки, а этот этап зависит от самообладания и комфортности женщины, а может быть, и от степени проявления ее альтруизма и любви к ребенку. Поэтому данный период родов, если активизируются инстинкты самосохранения и сохранения рода и матери, и ребенка, да еще присутствует инстинкт альтруизма, проходит мягко и спокойно. Если же эти инстинкты по каким-то причинам подавлены, то могут появиться трудности.

На схеме (см. приложение 1) третья перинатальная матрица ориентировочно соотнесена с уровнем подсознания, т. е. с уровнем сознания, который соответствует глубинным пластам памяти индивидуальной жизни с соматическими характеристиками. Уровень подсознания выполняет функцию барьера между бессознательным и сознанием. Это последний барьер в родах, который отделяет ребенка от реальной жизни в активном сознании.

Когда же этот барьер преодолен, наступает период четвертой перинатальной матрицы, и этот период — вся жизнь человека до смерти. И первые секунды, минуты новой жизни так же важны, как и все последующие. Именно в первые моменты вступает в силу такой процесс, как импринтинг, именно в первые секунды этого периода включаются новые формы инстинктов самосохранения, пробуждается исследовательский инстинкт, заставляющий ребенка с интересом наблюдать совершенно новые формы окружающего мира. Логический ум будет только-только делать первые шаги, а интуиция и чувства будут добавлять в банк данных памяти огромный объем информации.

На схеме этот период — вся верхняя часть структуры. Исследовательский инстинкт, инстинкт доминирования, инстинкт свободы в процессе жизни будут помогать человеку адаптироваться в новой среде, занять в ней свое место и реализовать свое предназначение. Инстинкт сохранения достоинства поможет сформировать важные для личности качества, повышающие ее статус в обществе и развивающие такое духовное качество, как совесть»[28].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Методы исследования
Необходимые материалы: листы бумаги, набор цветных карандашей. Проведение исследования. Ребенка 4-7 лет просят придумать сказку (какую он захочет и про кого захочет). Напоминают, что в книгах к каждой сказки обычно есть картинки. Ребенку ...

Строение высших психических функций
Высшие психические функции человека с точки зрения современной психологии представляют собой сложные саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению и сознательные, произвольные по спо ...

Роль А.В. Запорожца в психологии
А.В. Запорожец был совестью небольшого коллектива психологов, который получил сначала наименование Харьковской школы психологов (А. Н. Леонтьев называл ее в 1945 г. скромнее - группой), а потом, когда «харьковские» москвичи собрались в Мо ...