Формирование Я-концепции подростков

Страница 1

Становление и развитие Я-концепции подростка – важная задача в области современного образования. В процессе обучения и воспитания у человека должна быть сформирована система адекватных представлений о себе, позитивная устойчивая самооценка и адаптивная модель поведения. Психологическое сопровождение программы развития МОУ "СОШ №32" г. Кургана, как школы валеологической направленности, осуществлялось с целью создания социально-психологических условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся, развитие и реализацию личностного потенциала каждого ребенка. Главный акцент в своей деятельности школа делает на раскрытии индивидуальных возможностей каждого ученика, его личности. Это - достаточно трудная задача, так как школа №32 является образовательным учреждением с социально-неоднородным контингентом обучающихся. Поэтому миссия школы – создать оптимальные условия для самореализации каждого школьника вне зависимости от его психофизиологических особенностей и учебных способностей. Программа "Школа самоопределения" реализует цель: эффективно содействовать актуализации, развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей. Программа "Школа самоопределения" была принята в 2006 году и состоит из ряда ступеней, одной из которых является формирование адаптационной Я-концепции ученика среднего звена.

Целью нашей работы стало изучение влияния развивающей программы на становление Я-концепции подростка. Для реализации данной задачи был проведен цикл занятий, составленный на основе программы "Я – подросток" А.В. Микляевой. Занятия были взяты из трех смысловых блоков программы: 1. "Мир эмоций". 2. "Наедине с собой". 3. "Я среди других людей". Таким образом, блоки программы реализуют три последовательных этапа на пути развития Я-концепции: понять себя, свои чувства, понять другого и научиться эффективно общаться и взаимодействовать.

Оценка эффективности занятий была сделана на основании результатов проведенной диагностической работы с учениками 5 – 9 классов МОУ "СОШ №32" г. Кургана в 2006-2007 г. и 2007-2008 г. В работе были использованы следующие методики: "Оценка отношений подростка с классом", "Оценка привлекательности группы" (СИШОР), "Социально-психологическая адаптация" К. Роджерса, диагностика самооценки у подростков и старших школьников, диагностика мотивации достижений А. Мехрабиана.

Были выявлены положительные изменения в структуре Я-концепции – ее когнитивной сложности, целостности, устойчивости, субъективной значимости и уровне самоуважения. Подростки яснее осознают свою индивидуальность, свои отличия от окружающих и придают им больше значения, так что образ Я становится одной из центральных установок личности, с которой она соотносит свое поведение. Занятия включают детей в разнообразную творческую деятельность, вызывают интерес, раскрепощают, стимулируют быть естественными не только с самим собой, но и с окружающими, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремление внести свой вклад в групповую деятельность.

Исследование сформированности познавательной потребности у одаренных детей

Часть одаренных младших школьников теряют свои преимущества в более позднем возрасте. В большинстве случаев это связано с недоразвитием и деформированием познавательной потребности.

Более того, они часто оказываются среди отстающих, потеряв интерес к умственной активности, не овладев необходимыми базовыми навыками (умением распределять свое время, выделять учебную задачу и др.), а иногда и вступая в конфликт с окружением.

Многие психологи считают, что оптимальные условия для становления одаренности может обеспечить лишь такое обучение, которое соответствует познавательным потребностям и возможностям одаренных учащихся, их личностному своеобразию.

Одной из главных задач организованного исследования являлось обнаружение особенностей мотивационно-личностного развития одаренных учащихся, а также определение значения познавательной потребности в процессе структурирования одаренности.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Сущность преодолевающего поведения. Подходы к изучению преодолевающего поведения
На протяжении всей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуациями, которые субъективно переживаются как трудные и нарушающие привычный ход жизни. Переживание таких ситуаций зачастую меняет и восприятие окружающего мира, и восп ...

Формирование психологической готовности к спортивной деятельности у младших школьников
Факторы деятельности учащихся, связанные со спортивной и учебной мотивацией: · Факторы, способствующие повышению активности на уроках физической культуры: Структура, содержание и развивающие возможности спорта. Спортивные тренировки и с ...

Способы воздействия рок-музыки на человеческую психику
Как известно, далеко не каждое музыкальное направление позитивно влияет на организм человека. Рассуждая об этой закономерности, можно взять в пример современную рок-музыку. Этот музыкальный стиль имеет свои отличительные черты или средств ...