Формирование Я-концепции подростков

Страница 2

Полученные результаты позволяют говорить о неспецифичности высоких значений показателя развития познавательной потребности для одаренных детей.

57% одаренных младших школьников проявляют средние или низкие способности к познанию. Из них:

14% - отличаются высокими показателями интенсивности рассматриваемого мотивационно-личностного образования при сравнительно низкой реализации познавательного потенциала в структуре общей способности к учению. Широкая умственная активность неустойчива; интерес быстро удовлетворяется, может угасать и не возобновляться.

14% - характеризует повышенный уровень познавательной потребности. Стремление ребенка к более трудной интеллектуальной деятельности связано с одним центральным событием вне учебной ситуации.

29% - не демонстрируют выраженного превосходства какого-либо из показателей. При этом высокий уровень развития когнитивных способностей позволяет предположить наличие субъективно более оптимального способа функционирования в контексте ориентировочно-исследовательской деятельности (эрзац-потребность).

Следует отметить, что эти особенности могли быть выявлены только при сравнении с одаренными, а не с обычной выборкой этого возраста.

Период между 7 – 11 годами является сензитивным для развития нового познавательного отношения к действительности. В таком случае даже наличие любознательности следует рассматривать как одну из благоприятных для формирования познавательного интереса черт, вариант "хорошей нормы".

То есть, без специального анализа проблемы детей с более полным освоением форм психических функций, не распознаются.

Получены данные о "структурных" особенностях развития познавательной потребности одаренной личности.

Становление процессуальных мотивов учебной деятельности сопровождается существенным возрастанием показателя выраженности произвольности поисковой активности (r = 0,74, р‹0,01).

В то же время, увеличение показателя интенсивности познавательной потребности не предполагает сколь бы то ни было значимого влияния на движение от более инфантильных форм познавательно потребности к более зрелым, и выступает скорее как "побочный эффект" активизации процессуальных мотивов.

Таким образом, структура познавательной потребности одаренных учащихся начальных классов может быть представлена в виде взаимодействия трех факторов:

· "Уровня" познавательной потребности, включающего стремление к умственной нагрузке;

· Интереса к процессу учения, включающего стремление к знаниям;

· "Силы" познавательной потребности, включающей вовлеченность в задачу.

Важнейшим практическим выводом из проведенного исследования является признание факта необходимости и возможности создания особых психолого-педагогических условий вне традиционного обучения как варианта "благоприятной" окружающей среды.

В этом случае когнитивно-личностное развитие большинства одаренных младших школьников идет достаточно успешно, что обуславливает возможность достижения высоких результатов в различных видах деятельности на последующих этапах жизненного пути.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Обсуждение результатов взаимосвязи социального капитала и мотивации сотрудников международной организации
Как мы видим из таблицы №1, уровень значимости выше 0,05, т.е. связи между средним показателем доверия по каждому респонденту и мотивацией не наблюдается. Но, если посмотреть на таблицу корреляции мотивов с отдельными аспектами доверия, ...

Психологическая природа мыслительного процесса
Мыслительный процесс по своему внутреннему строению является действием или актом деятельности. Направлен он на решение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида, соотнесенную с условиями, ...

Различные картины мира
Интерпретация – извлечение смысла из сообщения. Каждый из нас имеет свою картину окружающего мира. Связано это с различием в происхождении, образовании, профессии, занимаемой должности, складе души. На основе картины мира формируется иде ...