Мотивация выбора профессии. Вековые этапы профессионального самоопределения

Другая психология » Влияние рекламы на выбор профессии » Мотивация выбора профессии. Вековые этапы профессионального самоопределения

Страница 1

Принцип развития в психологии подтверждает, что будь какое мотивационное образование в конкретный момент времени на определенной фазе его формирования. В зависимости от этой фазы процесс мотивации протекает на разных уровнях и в разных аспектах. Как отмечает Б.С. Волков, профессиональное самоопределение начинается в раннем возрасте в играх детей и постепенно достигает своего реального завершения в юности и молодости [4,c.122]. Ребенок дошкольного возраста принимает на себя профессиональные роли: врача, продавца, шофера и др. Деть воспроизводят труд взрослых, приобретают представление о значимости труда. Самая трудовая деятельность детей дошкольного возраста, какая связанная с играми в профессии является средством развития личности. Младший школьник свои возможности реализует у учебной и трудовой деятельности. На базе воспроизводимого представления деть обогащают свои знания о разных видах труда, разных профессиях. В этот период они наследуют значимым взрослым: учителям, родителям. Мотивы выбора будущей профессии носят характер поезда, желания. То есть это неосознанные и слабые мотивы. Но профессиональные фантазии могут в будущем повлиять на профессиональное самоопределение личности. Подростки к профессиям относятся избирательно. Они не соотносят свои мечты с практической деятельностью. Это возраст - мечтаний и фантазий. Деть представляют себя путешественниками, банкирами, капитанами и др.

Мальчики, преимущественно, ориентируются на мужественные профессии, девушки - подростки представляют себя моделями, певицами и др. Ориентация на романтические профессии происходит под воздействием средств массовой информации. На этом этапе формирования мотивации профессии, деть еще не соотносят свои личностные данные с требованиями избранной профессии. Но все более внимания и уделяют реальным обстоятельствам. Если профессиональные мотивы подростков расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты, то в юности человек становится перед необходимостью решительного выбора профессионального самоопределения. Романтические представления в действительности реализовать невозможно, возникает рефлективный самоанализ: кто я? Которые я имею способности? Какой мой жизненный идеал? Кем я хочу стать? Профессиональная мотивация идет с разных точек зрения:

а) ИНТЕРЕСЫ человека, который избирает будущую профессию. Интересно - неинтересно. Например, “Я люблю читать исторические романы. Состояния историком”. То есть имеется предмет размышлений и конечный результат. Но соотношение с тем, где работать и как работать нет. Нет ни плана действия, ни способа достижения. Но интересы оптанта (человека, который избирает профессию) стимулируют его к более глубокому изучению истории. Учебные предметы в этот период подразделяются на важные, необходимые и неважные;

б) мотивация выбора профессии с точки зрения СПОСОБНОСТЕЙ оптанта. “Я хорошо понимаю математику - по-видимому, я стану математиком”. Здесь нужно иметь в виду, что задатки способностей многоплановые. Даже большие люди находили себя не сразу. Выявление способностей оптанта - подкрепляет его интересы к выбору профессии.

в) Выбор профессии с точки зрения системы ЦЕННОСТЕЙ: Хочу помогать людям: стану врачом. На этом этапе молодой человек обсуждает со знатоками ценности тот или другой профессии. Практическое принятие решения включает у себя два компонента: оопределение уровня квалификации будущего труда, объем и сроки подготовки к нему.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Методы и методики исследования
Методика определения стиля руководство трудовым коллективом Методика разработана В.П. Захаровым на основе опросника А.Л. Журавлева. Основная методика состоит из 27 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководств ...

Психология делового успеха.
Умение подбадривать и налаживать обратные связи важно для каждого члена группы. Своим одобрением мы оказываем человеку поддержку, вызываем у него побуждение, инициативу, доверие, радость и комфортность. У похвалы - минутный эффект, в то ...

Особенности людей юношеского возраста
Любовь и основанные на ней отношения играют особую роль в жизни человека. С одной стороны, любовь интуитивно понятна практически каждому взрослому человеку, а с другой определения феномена любви и до настоящего времени вызывает множество ...