Основной принцип теории когнитивного диссонанса

Другая психология » Влияние религиозных сект на психику человека » Основной принцип теории когнитивного диссонанса

Страница 1

В 1950 году психолог Леон Фестингер вывел основной принцип теории когнитивного диссонанса: «Если вы изменяете поведение человека, его мысли и чувства изменятся, сводя диссонанс к минимуму». [42] Как описывал Фестингер, «диссонанс» – это психологическая напряженность, возникающая, когда поведение человека находится в противоречии с его убеждениями и верованиями. Сродни голоду, эта напряженность заставляет человека ощущать дискомфорт и принимать меры к его устранению. Люди предпочитают, чтобы их поведение, мысли и эмоции взаимно согласовывались, и допускают лишь незначительное несоответствие между этими тремя компонентами своей личности. Психологическое исследование показало, что, если один из трех компонентов изменится, остальные также изменятся в целях уменьшения когнитивного диссонанса. Эта тенденция может проявляться несколькими различными способами. Например:

– Когда люди ведут себя, по их мнению, глупо или безнравственно, они изменяют свои аттитюды, дабы убедить себя в том, что их поведение разумно и оправданно.

– Люди, придерживающиеся противоположных взглядов, склонны интерпретировать одни и те же новости или фактический материал спорного характера совершенно по-разному: каждый видит и помнит то, что соответствует его взглядам, приукрашивая или изгоняя из памяти то, что могло бы породить диссонанс.

– Когда люди, считающие себя достаточно гуманными, незаслуженно причиняют кому-либо боль, они снижают возникающий при этом диссонанс, относя свою жертву к числу маргиналов или «принижая» ее.

У людей существует склонность снижать когнитивный диссонанс путем рационализации.

В теории Фестингера имеются три компонента: контроль поведения, контроль мыслей и контроль эмоций

. Каждый компонент испытывает воздействие двух других. Манипулируя всеми тремя элементами, культы начинают контролировать личность человека. Благодаря своему опыту работы с бывшими членами культов я выделил четвертый, не менее важный компонент – контроль информации, который существенно ограничивает способность человека к независимому мышлению. Эти четыре фактора, которые можно для простоты обозначить как BITE (В английском языке может означать: «укус», «клев», «травление», (гравировка на металле), «шулер» и «жало» (в определенном контексте). (прим. Перев.)) (Behavior – поведение, Information – информация, Thoughts – мысли, мышление и Emotions – эмоции), будут служить основой понимания контроля сознания.

BITE-модель

I. Контроль поведения.

1. Регулирование физической реальности индивидуума:

а) Где, как, с кем живет и общается член группы.

б) Какую одежду, какую прическу носит человек, какие выбирает цвета.

в) Какую пищу человек ест, что пьет, что именно предпочитает и отвергает в своем питании.

г) Сколько времени дается человеку на сон.

д) Финансовая зависимость.

е) Минимум или полное отсутствие времени на досуг, развлечения, отпуска и каникулы.

2. Основное время обязательно посвящается индоктринации и групповым ритуалам.

3. Для принятия важных решений нужно спрашивать позволения.

4. Необходимо сообщать старшим о мыслях, чувствах и действиях.

5. Поощрения и наказания (техники изменения поведения – позитивные и негативные подкрепления).

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Понятие массовой культуры и её структура
Теоретики и историки культуры придерживаются далеко не тождественных точек зрения по поводу времени возникновения массовой культуры как самостоятельного социального феномена. Так, Е.П. Смольская полагает, что оснований для того, чтобы гов ...

Опасность СМИ для школьников
В нашей исследовательской работе мы рассмотрели, что такое «массовая культура», её составляющие, а также воздействие СМК и СМИ на поведение школьников и подростков. Помимо теоретической части, мы взяли на себя смелость провести небольшое ...

«Война полов»
В каждой паре время от времени возникают разногласия. Только одни пары справляются с этим без особых затруднений, а другие начинают скандалить, принципиально не желая «поступаться своими принципами». Причина тому – нежелание выслушать и п ...