Контроль поведения

Контроль поведения – это постепенно нарастающее регулирование физической реальности человека, которая включает как ближайший контекст его существования (где он живет, с кем общается, что ест, когда спит), так и поведение (выполнение различных задач, отправление ритуалов и т.д.). Контроль поведения проявляется в самых разных формах, включая манипулирование сном, изменение диеты, вторжение в личную жизнь, отрыв от друзей и других новичков, изоляцию на семинарах или других занятиях по индоктринации.

Культы часто навязывают своим членам жесткий режим жизни, позволяющий управлять их поведением. Когда участники не заняты индоктринацией и культовыми ритуалами, перед ними обычно ставятся конкретные цели, ограничивающие их свободное время – что угодно, лишь бы они были постоянно заняты. В деструктивном культе всегда найдется работа, которую необходимо делать.

Некоторые экстремистские культы типа Врат Небес чуть ли не запрещают одиночество, нередко заставляя быть всех вместе во время еды, за работой, на собраниях и в период сна, т.е. двадцать четыре часа в сутки. Бывший член Врат Небес рассказывал мне, что Эпплуайт решал, «как нам жить, что носить, как стричь волосы, что есть, как спать. Все наши средства были объединены в «общий котел» группы, все свое время мы проводили с группой». (Интервью с Диком Джослином (Dick Joslyn) 26 мая 1997 года. С разрешения мистера Джослина.) Библейский (В оригинале – Bible-based, т.е. основанный на том или ином толковании Библии. (Прим. перев.)) культ Двенадцать Колен применяет ту же самую тактику, только от имени Бога. Чтобы отбить охоту к проявлениям индивидуализма, в некоторых культах культивируется система «приятельства», когда старший «послушник» беспрестанно опекает новичка, отслеживает его повседневное поведение. Все члены культа связаны групповыми ритуалами, которые могут включать особенную манеру речи, позы или выражения лица.

Оформленная в виде пирамиды структура культов позволяет лидерам навязывать жесткую систему поощрений и наказаний за все виды поведения. Повиновение и хорошее исполнение вознаграждаются публичной похвалой, подарками или повышением в должности, в то время как неповиновение и плохое исполнение наказываются выговором, понижением в должности или поручением черной работы вроде мытья туалетов.

Контроль поведения легче всего понять, исходя из различий между легитимной церковью и библейским культом. К примеру, если ваша мать больна или травмирована, вы идете к священнику и говорите: «Моя мать больна. Я собираюсь навестить ее в больнице. Пожалуйста, помолитесь за нее». Если же вы обращаетесь к лидеру библейского культа, то от вас требуется смиренно осведомиться: «Не будет ли мне позволено навестить мать?» В особо деструктивных культах подобные просьбы зачастую встречают отказ, мотивированный тем, что работа в группе важнее. Скажем, всякий раз, когда лидеры мунистов не хотели, чтобы участники движения эмоционально вовлекались в семейные дела, им советовали: «Пусть мертвые хоронят мертвецов». Конечно, любые посторонние рассматривались как «духовно» мертвые.

Другие группы велят своим членам: «вы не можете выбирать жену или мужа; это следует подготовить», «вы должны получить разрешение от старших» и т.д. Если вы влюбляетесь в кого-то, это должен быть член вашей группы; если же это будет кто-то за пределами группы, то вас изгонят и отлучат от общины. Члены культов должны просить разрешения для поступления в колледж, в том числе и для изучения какого-то конкретного предмета. У Свидетелей Иеговы адептам не велят праздновать дни рождения или праздники вроде Пасхи или Рождества, потому что, сделав это, они совершат грехопадение. Многим членам культов не позволяют вступать на порог церкви, потому что это считается злом и грехом. Когда культ запрещает своим адептам общаться с бывшими членами, даже с лучшими друзьями или родственниками, это можно квалифицировать как контроль не только поведения, но и информации.

Другие статьи:

Постановка проблемы и методы исследования
Цель исследования: изучить влияние черт личности на её отношение к различным видам своей и чужой лжи. Эмпирические задачи исследования: 1. Исследовать проявление различных видов лжи у юношей и девушек в межличностном общении. 2. Исс ...

Совместная деятельность детского сада и школы в работе с младшим школьником в рамках семейной социализации
Рассмотрев, детский сад и школу, нам необходимо узнать, а как же они помогают непосредственно младшему школьнику. Ведь это тот возраст, когда ребенок еще совсем недавно выпустился из детского сада и еще не привык, не знает новых порядков, ...

Влияние гендерных стереотипов на общение и взаимодействие людей
Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами себя и окружающих. Личность мужчины и женщины в психологическом смысле характеризуется качествами, приобретаемыми и реализующимися в процессе общения, со ...