Личностные и семейные особенности, предрасполагающие к вовлечению в тоталитарный культ

Другая психология » Влияние религиозных сект на психику человека » Личностные и семейные особенности, предрасполагающие к вовлечению в тоталитарный культ

Страница 2

VI. Лица, характеризующиеся отсутствием личностной

защи-щенности при наличии фрустрации, то есть при психологическом стрессе, переживании неудачи, разочарования своей жизнью. Этим людям нужен катарсис – очищение от психотравмирующего комплекса, «отреагирование» аффекта, ранее вытесненного в подсознание и являющегося причиной невротического конфликта. Мотивация заключается не в жажде познания, а в жажде признания, в получении сочувствия и эмоциональной поддержки со стороны других в своей проблемной ситуации. Иными словами, здесь в основе лежит чувственная мотивация. Возможности удовлетворения последней всегда находятся в арсенале каждой секты. Чувственная потребность снижает интеллектуальный контроль, ведет к несопротивляемости культивируемым в секте приемам развития синдрома зависимости от авторитетов секты. Для таких личностей уход из секты – это уход в одиночество, возврат к прежним психотравмирующим проблемам, не говоря уже о страхе за свою жизнь. Эти люди в «культовой семье» нашли свой «якорь», им все стало ясно, а от этого просто и спокойно. Они говорят, что обрели в секте чувство счастья, «духовного интима», лишиться которого и не хотят и боятся. Все это сопряжено с подсознательным чувством беззащитности вне секты. Они не хотят слушать доказательств, аргументирующих неоригинальность, примитивность учения, его духовную ущербность. Они не допускают мысли, что существуют сотни других неокультов с подобными богами-учителями со сходными в целом «абсолютными истинами». У этих людей нет и четкого представления о догме учения их неокульта: они утверждают, что у учителя есть «все знания», а им достаточно того, что они ему верят. Все большая потеря своего «Я», подчинение своей воли воле «учителя» делают этих лиц по существу интактными к попыткам показать им их трагическое положение и предложениям помощи. В отмеченном диапазоне полярных свойств личности и мотиваций согласия приобщения к секте можно отметить много вариаций.

VII. Лица, самостоятельные, с развитым критическим мышлением

, но отличающиеся отсутствием внутренней честности и порядочности. Их характеризуют амбициозность, властность, авантюристичность. Довольно скоро они замечают всю химеру «религиозного» учения своей секты, но при этом также быстро замечают и возможную выгоду. Их прельщает перспектива быстро вырваться «из серой массы», занять «офицерскую» должность в секте (то есть роли надзирателя, наставника, активного помощника, ассистента главы культового новообразования, войти в руководящую структуру, побывать в заграничном центре секты) со всеми соответствующими земными (и немалыми) благами Чем выше они поднимаются по иерархической лестнице, чем ближе они к большим деньгам – тем меньше в них даже сектантской «духовности».

VIII. Лица – наивные искатели «чего-то новенького»,

необычного, таинственного. Они также хотят выделиться из серой массы, быть причастными к «современному», «международному» духовному движению. Их манят завлекающие, многообещающие рекламы сект, возможность пообщаться с заграничными, «всемирно признанными» проповедниками, не говоря уже о перспективе бесплатно съездить «за океан».

На предупреждения об опасности связи с сектами они самонадеянно говорят, что могут всегда, когда захотят бросить это дело. К сожалению, они не замечают скрытой, но последовательной психологической обработки и постепенного развития синдрома зависимости, после сформированности которого обратный ход практически закрыт.

К числу общих факторов такого риска относятся такие характерологические черты, как повышенная внушаемость, ведомость, пассивность. Подверженность личности вербовке в секту усиливается развитием невротического состояния в результате упоминавшегося психологического надлома, потери смысловых ориентации, неуверенности в завтрашнем дне, духовной опустошенности, чувства одиночества и ненужности, непонимания в семье.[33].

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Состояние проблемы изучения влияния внутренней позиции на поведение младших подростков в психологической теории и практике
Внутренняя позиция имеет яркое возрастное своеобразие. Имеются исследования, непосредственно посвященные предпосылкам возникновения внутренней позиции школьника у детей от 4 до 7 лет и ее динамике во время обучения в начальной школе (Л.И. ...

Интерпретация данных
Таким образом, по полученным результатам мы можем сделать следующие выводы. Мы определили, что с ростом модуса бытия повышается: 1. Сплоченность группы , что объясняется наличием у членов группы готовности к оказанию помощи в трудной си ...

Виды ощущений и их механизмы
Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов) основных видов ощущений, выделяя обоняние, вкус, осязание, слух и зрение. Эта классификация ощущений по основным «модальностям» ...