Личностные и семейные особенности, предрасполагающие к вовлечению в тоталитарный культ

Другая психология » Влияние религиозных сект на психику человека » Личностные и семейные особенности, предрасполагающие к вовлечению в тоталитарный культ

Страница 3

В мотивационной сфере предпосылками интереса к учению неокульта и факторами риска вовлечения в его деятельность являются ориентации на глобальные макросоциальные ценности в сочетании с такими социально-психологическими особенностями личности, как неудовлетворенность бездуховной жизнью, протест против поп-культуры, жажда познания, поиск истины. Личностная самостоятельность, ориентированная на такие ценности. может предопределить легкость присоединения к «новой религии», но эта же личностная особенность помешает формированию синдрома зависимости и поможет быстро выйти из неокульта при возникшем сомнении в ее «божественности».

IX. Подростки.

Чем младше человек, тем более он подвержен индоктринирующим влияниям, ибо воспринимает окружение как обучающую среду. Первый период повышенной чувствительности – период раннего полового созревания. Он характеризуется активной ориентацией на адаптацию к образцам общения в малой группе, то есть восприятие правил игры в коллективе. Этот возраст более всего уязвим в плане повышенной восприимчивости к предлагаемым ему образцам поведения в группе, более того, именно в этом возрасте резко возрастает значение символических родительских фигур, которые проективно разыскиваются вовне.

Второй возраст повышенной чувствительности – юношество 17–19 лет, когда возникает реальная жажда самоутверждения в социуме, однако сил для этого не хватает, а потому нужна поддержка покровителей, которые заведомо сильнее и образованнее самого человека. Достаточно продемонстрировать эффективность собственного поведения в кризисных ситуациях, для того чтобы стать кумиром молодого индивидуума. В юношеском возрасте очень сильна мотивация к формированию образа «Я» через отрицание отвергаемых моделей поведения.

Самоопределение и самоутверждение осуществляется посредством контрастного и резкого разграничения собственной идентичности с наблюдаемыми вовне примерами судеб и моделей жизни. Личностная зрелость проявляется в адекватном восприятии того образа жизни, который не созревшему индивидууму представляется как формальный, банальный, скучный и серый, отыгравший, исчерпавший себя, неперспективный, безжизненный.

Молодые люди, чьи родители оказывают постоянное психологическое давление и не способны ответить эмоциональной поддержкой в его проблемах ищут контакт со «слушающими и понимающими людьми», способными дать ориентир в жизни. Для относительно свободных от серьезной ответственности подростков, характерен недостаток личного опыта, сопровождающийся наивностью и идеализмом. Для снятия напряженности, возникающей от созерцания окружающей несправедливости, они видят один путь – быть приобщенным к чему-то главному, через причастность к «великой идее» за счет идентификации с лидером, воплощающим данную идею. Этот путь приводит подростка в деструктивный культ.

Страницы: 1 2 3 

Другие статьи:

Психологические особенности учащихся младшего школьного возраста
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребёнка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал ра ...

Студенческая группа
Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов по ...

Эмпатия в структуре личности.
В психологической научной литературе (В.Н. Дружинин, В. Зинченко, Р.С. Немов, Б. Мещеряков и др.) различают несколько видов эмпатии: эмоциональная - основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого; э ...