Общение в подростковом возрасте

Страница 1

Л.П. Буева интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп); характеризующейся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности.

В более узком психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Таким образом, данное определение выделяет основное содержание общения: передача информации (коммуникативный аспект), взаимодействия (интерактивный аспект), познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения).

В нашей работе мы исследуем такой аспект общения подростков, как коммуникативное общение.

Понятие коммуникации связано с информационными обменами, которые существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Коммуникации – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными. [2]Общение – деятельность, занимающая огромное место в жизни подростков и старших школьников и представляющей для них самостоятельную ценность.

В подростковом общении отмечают две противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны, и растущую индивидуализацию – с другой. Первая проявляется в увеличении времени, которое расходуется на него, в существенном расширении его социального пространства (среди ближайших друзей подростков и старшеклассников - учащиеся других школ, училищ, студенты, рабочие, военнослужащие), в расширении географии общения и, наконец, в особом феномене, получившем название «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам.

Что касается второй тенденции – индивидуализации отношений, – то о ней свидетельствует строгое разграничение природы взаимоотношений с окружающими, высокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас максимальная требовательность к общению в диаде. Можно думать, что две эти существующие направленности «обслуживают» разные потребности школьников: в «поиске» общения находит воплощение потребность пережить новый опыт, испытать себя в новой роли, а в избирательности - потребность в самовыявлении и встречном понимании. И та, и другая потребность носит настоятельный характер, и то, как они удовлетворяются или не удовлетворяются, вызывает у ребят глубокие переживания. [8;37]

Все исследователи психологии отрочества и юности, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков и старшеклассников общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности.

Л.И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков и старшеклассников, наоборот, привлекательность занятий и интересов в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками.

Для ребят этого возраста важно не только быть вместе со сверстниками, но и главное, занимать среди них удовлетворяющее их положение. Для некоторых, это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других - быть признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае, оно является ведущим мотивом поведения детей в средних и старших классах. Как показывают исследования И.С. Кона именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушений подростков и старших школьников. Это сопровождается повышенной конфликтностью подростков и юношей по отношению к своим компаниям, членами которых они являются.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Проблемные аспекты влияния СМК на массовое сознание подрастающего поколения
Средства массовой коммуникации включают в себя достаточно расширенный арсенал способов воздействия на подсознание, с целью внедрения соответствующих установок, заложения паттернов поведения. К средствам массовой коммуникации, относятся по ...

Этапы развития человека как субъекта. профессиональной деятельности
Для уяснения некоторых особенностей учащихся на стадии их подготовки к труду и выбору профессии, проектирования своего жизненного пути можно рассмотреть краткий обзор развития человека как субъекта профессиональной деятельности, сделанный ...

Развитие самооценки в онтогенезе.
Теоретически самооценка начинает формироваться уже в раннем возрасте. Если новорожденные и младенцы не имеют четких "границ" своего существа и считают именно себя причиной всех изменений вокруг, то уже в 2-3 года дети начинают с ...