Контрольный этап

Страница 1

На данном этапе целью нашего исследования было – проверить эффективность проведенной нами работы: повысился ли уровень развития рефлексии, и как это повлияло на уровень развития коммуникативных способностей. Для этого мы вновь использовали такие методики как: психодиагностическая методика развития индивидуальной меры рефлексивности, методика «Кто я?» (автор М.Кун, модификация М.Н. Овчинниковой), методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей». По результатам психодиагностической методики определения индивидуальной меры рефлексивности можно сказать (см. Приложение 10): как видно из рисунка 10% подростков имеют высокий уровень развития рефлексии (преобладает такой вид рефлексии как рефлексия будущей деятельности на втором месте находится рефлексия настоящей деятельности, на третьем месте – рефлексия общения и взаимодействия и на четвертом – ретроспективная рефлексия деятельности); 80% подростков имеют средний уровень развития рефлексии (из них у 20% подростков преобладает рефлексия будущей деятельности, на втором месте находится рефлексия настоящей деятельности, на третьем – рефлексия общения и взаимодействия и на последнем месте ретроспективная рефлексия деятельности; у 10% подростков преобладает рефлексия будущей деятельности, на втором месте в равных соотношениях находятся такие виды рефлексии как ретроспективная рефлексия деятельности и рефлексия настоящей деятельности и на последнем месте находится рефлексия общения и взаимодействия; у 20 % подростков преобладает рефлексия будущей деятельности, на втором месте находится рефлексия общения и взаимодействия и на последнем месте в равных соотношениях находятся ретроспективная рефлексия деятельности и рефлексия настоящей деятельности; у 10% подростков преобладает рефлексия будущей деятельности, на втором месте находится рефлексия общения и взаимодействия, далее ретроспективная рефлексия деятельности и на последнем месте находится рефлексия настоящей деятельности; у 10% подростков преобладает рефлексия общения и взаимодействия, на втором месте – ретроспективная рефлексия деятельности, на третьем находится рефлексия будущей деятельности и на последнем месте рефлексия настоящей деятельности; у 10% подростков преобладает рефлексия настоящей деятельности, на втором месте находится такой вид рефлексии как рефлексия будущей деятельности, затем ретроспективная рефлексия деятельности и рефлексия общения и взаимодействия находится на последнем месте); 10% подростков имеют низкий уровень развития рефлексии (преобладает рефлексия будущей деятельности, на втором месте находится ретроспективная рефлексия деятельности, затем рефлексия настоящей деятельности и на последнем месте находится рефлексия общения и взаимодействия).

Таким образом, произошли перемены к лучшему у 30% человек. Из них у 10% подростков повысился уровень развития рефлексии (с низкого уровня развития рефлексии перешел на средний уровень), а также такой вид рефлексии как рефлексия общения и взаимодействия находится на втором месте; у 20% подростков рефлексия общения и взаимодействия с четвертого места поднялась на третье.

По результатам проведенной нами методики «Кто я?» можно сказать, что (см. Приложение 11): 10% подростков имеют высокий уровень развития рефлексии; 80% подростков имеют средний уровень развития рефлексии; 10% подростков имеют низкий уровень развития рефлексии.

Из результатов методики «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей» можно сказать, что (см. Приложение 12): 10% подростков имеют высокий уровень развития коммуникативных склонностей; 80% имеют средний уровень развития коммуникативных склонностей; 10% имеют низкий уровень развития коммуникативных склонностей.

Таким образом, у 10% подростков произошли изменения к лучшему: повысился уровень коммуникативных склонностей (с уровня ниже среднего поднялись на средний уровень).

Также мы применили метод статистической обработки данных по Пирсону. В итоге (см. Приложение 13). Из таблицы видно, что связь между уровнем рефлексии и уровнем коммуникативных склонностей усилилась.

Мы не можем констатировать кардинальные изменения по данной проблеме, но некоторые улучшения все же произошли:

- повысился уровень развития рефлексии;

- изменился уровень развития коммуникативных способностей.

Это объясняется тем, что любые развивающие задачи требуют достаточно долгого времени, и за столь короткий срок разрешить их представляется просто невозможным. Нужна систематическая целенаправленная работа.

В процессе проведенного нами исследования: влияние развития рефлексии на коммуникативные способности подростка, можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам мы видим (см. Приложение 14), что чем выше уровень развития рефлексии, тем выше уровень коммуникативных способностей подростка.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Методика
Методика взята из практикума по возрастной психологии под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. Тест «Подростки о родителях» Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR – сокращённо подростки о родителях) изучает у ...

Обработка результатов
Можно предположить, что размышления о мышлении позволили испытуемым экспериментальной группы сформировать целостное видение ситуации действования (т.е. проблемной ситуации и возможностей ее преобразования), в рамках которого они могли про ...

Понятие социального капитала. Основные подходы к исследованию концепции социального капитала
Основы исследования концепции социального капитала сложились в трудах Э. Дюркгейма и М. Вебера. Они полагали, что при определенных условиях доверие может перестать быть индивидуальным качеством, характеризующим личность, и распространятьс ...